logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

5.Тема: Словообразование

Методические рекомендации: данная тема раскрывает основные понятия и способы словообразования, исторические изменения в составе слова. Выполняя словообразовательный анализ, следует учитывать, что производящая основа не может более сложной по структуре, чем производная (за исключением случаев образования безаффиксным способом). При образовании слов с помощью прибавления морфем к исходной единице могут чередоваться гласные и согласные (например, нашивать от носить – а//о; пекарь от печь – к//ч) или отсекаться конечные звуки основы исходного слова (например, зимов-щик от зимов-ать – отсечена часть суффикса; крашение от красить – отсечен суффикс -и-).

Базовая терминология по теме: морфема, аффикс, производящая основа, словообразовательная цепочка, опрощение, переразложение, усложнение, агглютинация.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Дайте определение словообразованию как разделу науки о языке.

  1. Определите понятие производящей основы.

  2. Охарактеризуйте словообразования в русском языке:

– морфологические: аффиксальные и безаффиксный, словосложение, аббревиация;

– неморфологические: морфолого-синтаксический, лексико-семантический, лексико-синтаксический.

4. Опишите, какие исторические изменения могут наблюдаться в составе слова (опрощение, переразложение, усложнение, агглютинация). Приведите примеры

5. Изучите порядок словообразовательного анализа.

Задания для самостоятельной работы

1. Укажите слово, основа которого является производящей для каждого из следующих слов.

Образец: Белизна → бел-ый. Белильщик → бел-ить.

Бедность, бегун, ветреность, забастовочный, болельщик, разносчик, маслянистый, утренник, скупиться, горошинка, серебристый, адресат, окоченелый, мучительный, копчение, учительский, документальный, певуче, вызывающе, тепличный, соперничать, сотрудничать, важничать, заочник.

2. Воспроизведите словообразовательные цепочки от конца к началу.

Образец: Учительница←учитель←учить.

Вход, находчивость, товарищеский, разбросанность, пренеприятный, подписаться, поставка, отговорить, посоветовать, ослабление, задание, привоз, предзакатный, переписчик.

3. Укажите, каким способом образованы следующие слова.

Антиобщественный, беззвучный, верность, влить, водокачка, воссоединить, высь, глинистый, деревянный, допушкинский, дочитывать, ежемесячный, желтизна, заводской, закричать, заокеанский, земледельческий, зимний, изгнать, изложение, начистить, небольшой, низводить, общественный, передать, писатель, подарить, подземный, подосиновик, подстаканник, полуботинки, посвис­тать, премудрый, пригорок, придавать, придорожный, путешественник, разделить, революционный, рубка, рыбак, сверхштатный, сжигать, списать, старик, стрелок, тень, трехсложный.

4. Впишите слова в таблицу в зависимости от способа словообразования.

Таблица 1

Способ словообразования

морфологический

неморфологический

лексико-семантический

морфолого-синтаксический

лексико-синтаксический

Раненый, легкораненый, честолюбие, столовая, край (крайний) – край (краевой), недомерить, мостовая, пирожное, умалишенный, тотчас, коса (косить) – коса (косичка), многоуважаемый, обескровить, младенец, разукрасить, мороженое, нижеподписавшийся, отцовский, благодаря (за помощь) – благодаря (помощи), малограмотность, неизвестный, скороход, завод (заводной) – завод (заводской), труднопроходимый, соломинка, подосиновик.

5. Сделайте словообразовательный анализ слов.

Непринужденно, перевоплощаться, пешеходный, столовая, вечнозеленый, разносторонний.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы способы словообразования в русском языке?

2. Что представляет собой морфологический способ словообразования?

3. Чем отличается лексико-семантический способ словообразования от лексико-синтаксического?

4. Что такое аббревиация?

5. Что такое производящая основа слова?

6. Что такое аффиксы?

7. Что такое аффиксоиды?

8. Какие изменения могут произойти в морфологическом составе слова?

9. В чем сущность словообразовательного анализа слова?

Схема выполнения словообразовательного анализа (разбора)

Словообразовательный анализ заключается в определении способа и процесса появления в языке анализируемого слова.