logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

Задания, используемые для проверки понимания услышанного

1. Назовите, сколько действующих лиц в рассказе.

2. Какому персонажу принадлежат слова ...?

3.Выберите рисунок, соответствующий услышанному предло­жению.

4. Выберите из ряда произнесенных слов то, которое противо­положно указанному слову.

5. Определите главную мысль услышанного текста.

6. Расскажите, что вы узнали о таком-то действующем лице.

7. Выберите рисунки, соответствующие содержанию прослушан­ного.

8. Определите, в каком из услышанных предложений о чем-либо спрашивается (выражен приказ, просьба и т.д.).

9. Выберите из предложенных подходящие названия к тексту.

10. Перескажите близко к услышанному слова автора.

11. Разделите прослушанные слова (3-4) на две группы (крите­рий указывается учителем).

12. Определите, какое слово самое главное впрослушанном пред­ложении (слово, несущее логическое ударение).

13. Докажите, что данный рисунок соответствует (или не соот­ветствует) содержанию услышанного.

14. Выберите из двух пословиц ту, которая соответствует смыслу текста, выражает его основную мысль.

15. Назовите парами связанные по смыслу слова из предложения.

16. Выберите из данных предложений то, которое соответствует содержанию текста.

17. Выберите из ряда предложенных слов то, которое подобно указанному.

18. Придумайте эпизод, который мог предшествовать услышан­ному вами (придумайте начало к услышанному рассказу).

19. Опишите рисунок, который можно нарисовать на основе ус­лышанного.

20. Продолжите рассказ.

21. Разместите части текста, записанные на доске (или на от­дельном листе бумаги), в соответствии с ходом событий в услышанном рассказе.

22. Сопоставьте прослушанные высказывания и установите раз­личия (наличие лишних слов, порядок следования предло­жений и т.д.).

23. Расположите данные рисунки в соответствии с ходом собы­тий.

24. Задайте по тексту вопросы своему товарищу.

25. Назовите героя, которому принадлежат слова .... Подумай­те, в каких ситуациях их надо (можно) употреблять.

26. Чему учит рассказ?

27. Сравните поведение героев в такой-то ситуации.

28.Как в тексте описано такое-то событие?

29.Расскажите, когда вы начали радоваться, слушая рассказ.

30. Дополните предложение словами по смыслу (слова можно предложить).

2. Прочитайте текст, придумайте продолжение этой истории (за­дание из учебника Гудзик И.Ф., Гурской В.В. Русский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. – К.: Освіта, 2004. – с.55). Разработайте к этому тексту систему заданий, которые Вы использовали бы на уроке с целью проверки понимания школь­никами услышанного.

Галка

Женя с Мишей приручили галку. Она ела из рук, давала себя по­гладить. Галка иногда улетала на целый день, но всегда прилетала назад.

Однажды Женя умывалась. Она сняла с руки колечко, положила на умывальник. Женя умылась, посмотрела, а колечка нет. Женя крикнула Мише:

– Отдай колечко, не дразни! Зачем взял?

– Ничего я не брал, – ответил брат. Сестра заплакала. Бабушка услыхала.

– Дайте мне очки, я кольцо найду, – говорит. Бросились искать очки – нет очков.

По Борису Житкову

3. В программе по русскому языку пересказ заявлен как одно из средств формирования навыков говорения.

Подберите текст для пересказа (50-60 слов) и подготовьте к нему вспомогательный материал – план, ключевые слова или словосочетания, серию рисунков и т.д.

4. А.П.Коваль отмечает, что «контекстная ситуация (как исходный момент в работе) иногда представляется в виде темы». В этой связи учителю необходимо разграничивать понятия «тема речи» и «предмет речи». Тема речи – это «тема­тическая сфера, которая может включать ряд конкретных пред­метов речи».

Сформулируйте возможные «предметы речи» любых трех тем: «Школа, урок, учебные принадлежности», «Семья», «Друг (под­руга)», «Погода», «Любимая сказка», «Игры».

Образец выполнения задания

«Осень»:

1) «Лес осенью».

2) «Осень – любимое время года».

3) «Осень – нелюбимое время года».

4) «Наш двор осенью».

5) «Впереди ненастная погода» и т.д.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие виды работы используются для развития и совершенствования навыков аудирования в период обучения грамоте?

  2. Какой дидактический материал целесообразно использовать для развития умения слушать?

  3. Назовите приемы работы по развитию диалогической речи.

  4. Какие существуют требования к связным высказываниям (текстам), создаваемым в период обучения грамоте?

  5. Охарактеризуйте условия успешной работы по формированию умений говорить по-русски.

Дополнительные задания

1. Сравните различные точки зрения современных методис­тов на проблему использования беседы и пересказа для проверки понимания прослушанного. Сделайте выводы, обоснуйте их.

А.П.Коваль: «Проверка понимания связного высказывания при слу­шании осуществляется прежде всего с помощью говорения (вид речевой деятельности). Основные формы проверки понимания ус­лышанного – ответы на вопросы, пересказ. В процессе их ученик приобщается к применению приобретаемого лексико-грамматического опыта. В связи с этим названные формы работы используются на продвинутом этапе обучения, по мере овладения речью, так как у значительной части детей вначале недостаточны умения строить связные высказывания».

И.Ф.Гудзик: «В практике школьного обучения языку для развития и контроля понимания устной речи (как и чтения) обычно применя­ют беседу и пересказ, однако их использование в данном случае недостаточно правомерно. Известно, что часто ребенок, хорошо по­няв текст, затрудняется пересказать его или дать развернутый от­вет на вопрос учителя. Это может быть вызвано затруднениями в подборе нужного слова, в построении предложения, в объединении нескольких предложений в одно целое. А это – трудность не воспри­ятия, понимания, а производства речи. Нередки и такие случаи, когда ученик недостаточно хорошо понял текст, но, имея хорошую слуховую память, может ответить на отдельные вопросы учителя и даже пересказать текст.

Таким образом, проверка понимания, осуществляемая путем бесе­ды или пересказа, неэффективна, не показывает действительной картины. В этом случае не разграничиваются два вида речевой де­ятельности – понимание и говорение».

2. В процессе организации слушания (художественных, на­учно-познавательных текстов, учебного материала (объяснения учителя, ответов товарищей) важно направлять восприятие школьниками устных сообщений. М.С.Соловейчик отмечает, что роль учителя в этом случае состоит в определении необходимых установок и, ссылаясь на наблюдения психологов, выделяет три типа установок: 1) познавательную (узнать, понять); 2) мнемоническую (запомнить) и 3) коммуникативную («принять сооб­щение и передать другому»). Самой эффективной является уста­новка третьего типа, дающая дополнительные возможности для использования «так называемых «педагогических» ситуаций, в рамках которых ученик оказывается в позиции обучающего, объясняющего, исправляющего и т.д.». Например: 1) следить, чтобы «рассеянный» учитель не допустил ошибки, не сбился в рассуждении; 2) сегодня слушать так, чтобы на следу­ющем уроке объяснить этот материал отсутствующим товари­щам или дома своим родителям, никогда не занимавшимся по такой программе (примеры М.С.Соловейчик).

Разработайте несколько подобных ситуаций.

Литература

  1. Гудзик И.Ф., Гурская В.В. Изучение русского языка во 2 классе четырехлетней начальной школы с украинским язы­ком обучения. – К.: Радянська школа, 1987. – С. 31–37.

  2. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в шко­лах с украинским языком обучения. – К.: Выща школа, 1989. – С. 91–94.

  3. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Радянська школа, 1990. – С. 152–164.

  4. Русский язык // Програми для середньої загальноосвітньої школи. 3-4 класи. – К.: Початкова школа, 2003. – С. 61– 85.

  5. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обу­чения / Под ред. М.С.Соловейчик. – М.: Академия, 1998. – С. 265– 302.