logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

6.Тема: Специфика работы по обучению чтению по-русски в условиях украинско-русского двуязычия

Методические рекомендации: в данной теме рассматриваются основные направления работы по обучению чтению на русском языке в условиях украинско-русского двуязычия (дальнейшее развитие и совершенствование навыка чтения, словарная работа и развитие навыков связной русской речи). Следует обратить внимание на то, что работа осуществляется с учетом умений и навыков, полученных на уроках украинского языка.

Базовая терминология по теме: украинско-русское двуязычие, виды чтения, приемы первичного чтения, текст, качества навыка чтения.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Задачи, основные направления и содержание работы по чте­нию на русском языке в условиях украинско-русского дву­язычия.

2. Особенности обучения русскому чтению в условиях украин­ско-русского двуязычия.

3. Критерии подбора учебного материала для чтения.

4. Организация работы по чтению. Виды чтения.

Задания для самостоятельной работы

1. Проанализировав содержание «Пояснительной записки» к программе по русскому языку школ с украинским языком обуче­ния (раздел «Чтение»), определите:

– задачи обучения чтению по-русски;

– критерии подбора учебного материала для чтения;

– требования к организации работы по чтению.

2. Пользуясь программой по русскому языку, сравните содер­жание работы по чтению в 3 и 4 классах, приведите доказатель­ства постепенности формирования и развития навыков чтения.

3. Проанализируйте материал для чтения в учебнике И.Ф. Гудзик «Русский язык. Учебник для 4 класса общеобразо­вательных учебных заведений с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2004) с точки зрения соответствия его требованиям программы (см. задание 1).

4. Сравните два варианта организации первичного чтения нового текста (первый предложен А.П.Коваль, второй – И.Ф.Гудзик). Какой вариант Вы предпочтете в своей работе? Выбор аргументируйте.

І. 1. Чтение текста всеми учащимися молча (про себя).

2. Чтение текста вслух, исправ­ление недочетов в произно­шении слов,интонировании предложений.

ІІ. 1. Чтение текста всеми учащимися молча (2-4 мин.), ответы на поставленные до чтения вопросы (1-2).

2. Чтение всеми учащимися вполголоса или хором; ответы на вопросы, поставленные до чтения (углубляется понимание содержания текста); исправление ошибок в чтении.

3.Чтение текста учителем по составленной партитуре (подводит итог самостоятельной работы учащихся).

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте задачи обучения чтению по-русски в условиях украинско-русского двуязычия.

  2. Перечислите критерии подбора учебного материала для чтения.

  3. Какие существуют виды чтения?

  4. Назовите основные приемы первичного чтения.

  5. Какими качествами характеризуется навык хорошего чтения?

Дополнительное задание

Объясните, почему методисты не рекомендуют использовать прием самостоятельного чтения для первичного знакомства со стихотворением, со сложными в смысловом и языковом отноше­нии текстами.

Литература

  1. Гудзик И.Ф., Иваницкая Г.М. Русский язык в 4 классе че­тырехлетней начальной школы с украинским языком обуче­ния. – К.: Радянська школа, 1989. – С. 6– 7.

  2. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в шко­лах с украинским языком обучения. – К.: Выща школа, 1989. – С. 109–118.

  3. Русский язык // Програми для середньої загальноосвгітньої школи. 1-2 класи. – К.: Початкова школа, 2001. – С. 48–49.

  4. Русский язык // Програми для середньої загальноосвітньої школи. 3-4 класи. – К.: Початкова школа, 2003. – С. 61–85.