logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

7.Тема: Методика проведения уроков чтения и анализа произведений различной стилевой принадлежности

Методические рекомендации: в данной теме рассматривается специфика работы на уроках чтения с художественными, научно-популярными и обучающими текстами. Опираясь на знания, полученные при изучении курсов «Методика обучения украинскому языку», «Детская лите­ратура», дайте определения пред­ставленным выше понятиям (сделайте записи). Если Вы затрудняетесь выполнить это задание, воспользуйтесь следующими источниками: Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2000 (С. 142– 158); Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 1985 (С. 39, 140–141).

Базовая терминология по теме: анализ художественного произведения, первичный синтез, вторичный синтез, литературный род, жанр, стиль.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Научные основы анализа художественного произведения.

2. Этапы работы над художественным текстом.

3. Понятие о родах и жанрах литературных произведений.

4. Особенности работы над произведениями разных родов и жан­ров.

5. Специфика работы над научно-популярными (познаватель­ными) и обучающими текстами.

Задания для самостоятельной работы

1. Выполните следующие задания по рассказу Е.Носова «Трид­цать зерен», помещенному в учебнике по русскому языку для 4 класса школ с украинским языком обучения (И.Ф.Гудзик):

1) спроектируйте содержание подготовительной работы к вос­приятию текста, учитывая ее специфику при обучении чте­нию по-русски в условиях украинско-русского двуязычия: преобладание слова учителя; использование в рассказе учи­теля новых слов текста (разнозвучащих, частично совпадающих в русском и украинском языках); более продолжитель­ная словарная работа; опора на знания, полученные на уро­ках украинского чтения;

2) определите способ (способы) первичного чтения текста, про­думайте методику его проведения, учитывая требования про­граммы по его организации;

3) сформулируйте вопросы для проверки первичного восприя­тия текста, помогающие уяснить эмоциональную реакцию детей на произведение, их понимание общего смысла текста;

4) определите содержание работы при повторном чтении текста – специфического этапа работы при изучении неродного язы­ка: «орфоэпическое», «толковательное» чтение, развитие и совершенствование качеств навыка чтения;

5) сформулируйте вопросы и задания для анализа одной из логи­чески законченных частей текста (выбирается самостоятельно):

а) вопросы, обращающие читателя к фактам произведения;

б) вопросы, направленные на осознание идейного содержа­ния рассказа;

в) вопросы, способствующие выработке собственного отно­шения к прочитанному;

6) определите содержание словарной работы при анализе этой части;

7) разработайте систему заданий и вопросов для перечитывания текста («Найти...», «Выбрать...», «Подтвердить...» и т.д.);

8) определите задания для творческой работы по тексту.