logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

2.Тема: Учебник как центральный компонент учебно-методического комплекса

Методические рекомендации: данная тема репрезентует учебник как основное средство обучения русскому языку для начальных классов. В процессе анализа учебника необходимо учитывать соответствие его содержания с программой (с какого класса началось обучение русскому языку) и опираться на предложенную схему.

Базовая терминология по теме: средства обучения (основ­ные, неосновные), учебно-методический комплекс, учебник русского языка, учебное пособие, функции учебника и пособий, требования, предъявляемые к учебнику.

Вопросы для самостоятельного изучения

  1. Состав учебно-методического комплекса (УМК) по русскому языку.

  2. Учебник – центральный компонент комплекса: функции, структура, содержание.

  3. Требования к учебнику русского языка для начальных классов.

Задания для самостоятельной работы

  1. На основе имеющейся в библиотеке литературы и данных университетского систематического каталога составьте картотеку источников, которые вхо­дят в учебно-методический комплекс по русскому языку (второй язык).

  2. Проаннотируйте два заинтересовавших Вас источника.

  3. По представленной ниже схеме проанализируйте первую часть учебника И.Ф.Гудзик и В.В.Гурской «Русский язык. Учебник для первого года обучения русскому языку (3 (2) класс) в шко­лах с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2002), пред­назначенную для работы в период устного практического курса (раздел «Говорим, слушаем»).

  1. Дайте методическую характеристику заданиям учебника И.Ф.Гудзик и В.В.Гурской «Русский язык. Учебник для первого года обучения русскому языку (3 (2) класс) в шко­лах с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2002) на с. 8 (Что куда надо класть? (Что во что?)), с.9 (Что в каких клеточках?), с. 17 (Что должно быть в пустых клеточках?), с. 18 (Раздели на группы): определите цели их выполнения (формированию каких умений они способствуют), умения учащихся, необходимые для выполнения этих заданий; продумайте методику работы, спрогнозируйте трудности, кото­рые могут возникнуть у школьников в процессе работы.

  2. В анализируемой части учебника представлены различные схемы: звуковые, слоговые, схемы предложений. Определите их назначение и предложите возможные виды работы (заданий) с ними.

  3. По приведенной ниже схеме проанализируйте учебник И.Ф. Гудзик, В.В. Гурской «Русский язык. Учебник для 3 клас­са общеобразовательных учебных заведений с украинским язы­ком обучения» (К.: Освіта, 2004).

Схема анализа учебника

I. Тип учебника (альбом-картинки, учебник-картинки, букварь или комплексный учебник).

ІІ. Структура учебника, его содержание.

• Основные разделы учебника (по оглавлению). Соответствие программе.

• Форма предъявления информации (сведения по языку, язы­ковые понятия, правила (типы правил), языковые факты для наблюдения, рисунки, схемы, игровые ситуации и т.п.).

• Аппарат организации усвоения:

а) вопросы и задания, их характер и функции;

б) инструктивные предписания (образцы, памятки и т.п.);

в) таблицы, схемы; их назначение.

• Иллюстративный материал (предметные рисунки, сюжет­ные иллюстрации, репродукции картин, фотографии и т.д.), его функции в учебнике, графическое и художественное оформление.

• Аппарат ориентировки (оглавление, рубрикация (деление на части), условные обозначения, шрифтовые выделения).

• Наличие и содержание приложений.

IIІ.Реализация опорно-сопоставительного направления в обу­чении русскому языку как второму.

ІV. Реализация практической и коммуникативной направ­ленности курса русского языка в период обучения грамоте.

V. Реализация в учебнике идеи воспитывающего и развивающе­го обучения русскому языку.

VІ. Система повторения пройденного.

VІІ. Реализация задач воспитывающего и развивающего обучения.

VIІІ. Занимательность в обучении.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите основные средства обучения русскому языку.

2. Дайте определение понятию «учебно-методический комплекс».

3. Охарактеризуйте функции учебника и пособий, дополняющих учебник.

4. Перечислите требования, предъявляемые к учебнику.

Дополнительные задания

Ознакомьтесь с пособием для учителя А.П.Коваль «На­глядность на уроках русского языка в начальных классах» (К.: Радянська школа, 1986), составьте перечень вопросов, рас­сматриваемых в нем. Подготовьте сообщение по таким вопросам.

1. Значение наглядности в процессе обучения русскому языку в условиях украинско-русского двуязычия. Виды наглядности в начальных классах.

2. Лингводидактические требования к подбору и методике при­менения наглядных пособий при изучении русского языка как второго в условиях близкородственного украинско-русского билингвизма.

3. Наглядность с использованием алгоритмов, методика ее при­менения. Наглядность проблемного характера.

Литература

  1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р. и др. Методи­ка преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М.: Просвещение, 1990. – С. 84– 97.

  2. Вашуленко М.С., Скрипченко Н.Ф., Прищепа О.Ю. та ін. Навчання у 1 класі. – К.: Радянська школа, 1991. – С. 341 – 347.

  3. Кодлюк Я. Підручник для початкової школи: психолого-педагогічні основи побудови // Початкова школа. – 2003. – № 10. – С. 39 – 40.

  4. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика пре­подавания русского языка в начальных классах. – М.: Ака­демия, 2000. – С. 220– 226.

  5. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г, Светловская Н.Н. Методика обу­чения русскому языку в начальных классах. – М.: Просве­щение, 1987. – С. 301–305.

  6. Методика начального обучения русскому языку в националь­ной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. – Л.: Просвещение. – С. 13-15.

  7. Савченко О.Я. Дидактика початкової школи. – К.: Генеза, 1999. – С. 61 – 67.

  8. Савченко О.Я. Якість і варіативність шкільних підручників як умова запровадження державних стандартів початкової освіти // Початкова школа. – 2001. – № 7. – С. 10– 12.