logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

Порядок словообразовательного анализа

1.Определить часть речи, к которой относится анализируемое слово, записать его в начальной форме.

2.Выделить основу слова путем отсечения флексии или формообразующего суффикса.

3.Указать, производная основа (слово) или нет (во втором случае слово не подлежит словообразовательному анализу).

4.Найти производящее слово (основу), которое мотивирует значение производного слова (основы), в случае неединственности их – указать обе.

5. Выявить, с помощью каких морфем образуется производное слово (основа), т.е. определить, каким словообразовательным формантом (формантами) отличается мотивированное слово (основа) от мотивирующего.

6.Назвать словообразовательное значение в структуре производного слова, опираясь на семантику словообразовательного форманта.

7. Определить способ словообразования (морфологический, неморфологический и их разновидности).

8. Назвать словообразовательный тип, по которому образовалось данное слово (чередование на морфемном шве, усечение, наложение (если имеются).

Образец выполнения разбора

Рука бойцов колоть устала (М.Лермонтов).

  1. Имя существительное, н.ф. – боец.

  2. Основа слова боец-, нулевая флексия (окончание), выделяется из ряда форм, составляющих парадигму склонения (бойц-а, бойц-ы и т.д.)

  3. Основа производная, т.к. по форме и значению мотивирована другой основой, следовательно слово подлежит словообразовательному анализу.

  4. Для данной производной основы производящей является основа имени существительного бой.

  5. Производная основа отличается от производящей словообразовательным формантом – суффиксом -ец-.

  6. Суффикс -ец- обозначает субъект по его действию (чтец, ловец).

  7. Способ образования – морфологический, суффиксальный.

  8. Словообразовательный тип: жнец, чтец, ловец.

Литература

  1. Багрянцева В.А. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 560 с.

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: ООО «ТИД « Русское слово-РС», 2006. – 464 с.

  3. Дейкина А.Д. Русский язик: Учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2006. – 415 с.

  4. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2006.– 448 с.