logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

Спустя рукава

О том, кто плохо, лениво что-то делает, иногда говорят: «Он работа­ет спустя рукава». А ты знаешь, почему так говорят?

Когда-то, очень давно, одежду шили с такими длинными рукава­ми, что они спускались почти до земли. Когда нужно было рабо­тать, рукава подбирали, закатывали. А тот, кто ленился, делал что-то неохотно, кое-как, тот работал, не подбирая рукава, «спустя рукава». С того давнего времени и пошло это выражение.

Прочитай, перескажи. О чем говорится во вступлении, заключе­нии? (упр. 103, с.48).

IV

* * *

Слова в словаре обычно расположены по алфавиту. Значит, слово арбуз нужно искать в начале словаря, слово яблоко – в конце. А где искать слово смородина?

Раздели словарь на три приблизительно равные части, как показа­но на рисунке. А теперь посмотри – в первой части оказались слова на 12 букв: от а до к. Во второй – слова на 5 букв: от л до п. В третьей – на 12 букв: от р до я. Это потому, что в русском языке количество слов на разные буквы не одинаковое. На а – немного, на р – значи­тельно больше, на с – очень много. Вот как можно разделить словарь на три почти равные части:

а, б, в, г, д, е, ё, ж, з, и, й, к;

л, м, н, о, п;

р, с, т, у, ф, х, ц, ч, ш, щ, э, ю, я.

Закрой словарь, а затем открой его на той части, где, по-твоему, должны быть слова на букву д. На букву л. На букву ц. Условие: открывать надо с одного раза, не перелистывая книгу, стараясь сра­зу определить ту часть, которая нужна.

Прочитай, поработай со словарём.

Поработайте в парах: посоревнуйтесь с соседом по парте, кто откро­ет словарь ближе к той букве, которую задали (упр. 177, с. 85).

Вопросы для самоконтроля

  1. Дайте характеристику литературоведческим основам анализа художественного произведения.

  2. Опишите психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками.

  3. Каковы методические закономерности работы с художественным текстом в начальных классах.

  4. Назовите и охарактеризуйте этапы работы над художественным текстом.

Дополнительное задание

Прочитайте текст из учебника по русскому языку для 4 класса. Продумайте, как бы Вы организовали работу по чтению, анализу и использованию этого текста на уроке.