logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

3.Тема: Характер и основные направления работы в период устного практического курса

Методические рекомендации: в данной теме анализируются пути расширения словарного запаса учащихся, а также развития умений и навыков слушания-понимания русской речи. Целесообразно повторить соответствующие сведения, полученные во время изучения курса «Методика обучения украинскому языку».

Базовая терминология по теме: устный практический курс изучения русского языка, произносительный навык, лексический навык, грамматический навык, слушание-понимание речи, материал для слушания.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Цели, задачи и содержание устного практического курса в условиях украинско-русского двуязычия.

2. Развитие навыков устной речи.

3. Формирование навыка понимания устной речи. Материал для слушания; характер вопросов и ответов.

Задания для самостоятельной работы

1. Объясните, почему обучение русскому языку как второму целесообразно начинать с предварительного устного практичес­кого курса.

2. Путем логического определения понятий «расширение сло­варного запаса учащихся» и «активизация словаря учащихся» докажите, что это разные понятия. В случае затруднения обращайтесь к «Словарю-справочнику по методике русского языка» М.Р. Львова.

3. Проанализировав содержание раздела «Слушание-пони­мание устной речи» программы по русскому языку для 2-го класса школ с украинским языком обучения, представьте содержание работы по формированию умений аудирования в период устного практического курса и охарактеризуйте тексты (по стилевой при­надлежности, тематике), которые подбираются для слушания.

4. Разработайте три задания для проверки по­нимания прослушанного в период устного практического курса.

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте цель и задачи устного практического курса изучения русского языка.

  2. Какие навыки формируются в период устного практического курса? Охарактеризуйте их.

  3. Какие задания используются в процессе формирования умений и навыков слушать-понимать русскую речь?

  4. Каковы требования предъявляются к материалу для слушания в период устного практического курса?

Дополнительное задание

Ознакомьтесь с заданиями, которые И.Ф. Гудзик и В.Ф. Величковская предлагают использовать для развития умения понимать устную речь, проверки сформированности этого умения в период устного практического курса. Сде­лайте вывод о характере этих заданий с точки зрения того, ка­кого типа ответы они предполагают и соответствуют ли подоб­ные задания требованиям программы.

• «Слушайте и выполняйте!» Варианты подобных заданий:

а) нарисовать в одном ряду два флажка (цветка, карандаша и т.п.), в другом – три флажка;

б) отступить пять клеточек от края и поставить точку, от неё вниз провести линию на две клеточки, затем – линию вправо на одну клеточку (и так далее, чтобы получилась какая-нибудь несложная фигура).

Комментарии к заданию. Учитель должен приучать школьников воспринимать инструкциюс одного раза. Перед началом работы необходимо призвать детей к внимательному слушанию и объяс­нить, что задание будет сказано только один раз. Вначале инструк­ция должна быть короткой, постепенно она удлиняется.

• «Нарисуйте по описанию!» Учитель описывает какой-нибудь предмет или картину природы (не слишком осложненную деталя­ми). Дети слушают (желательно один раз) и рисуют в тетрадях (аль­бомах) то, что представили при слушании.

Комментарий к заданию. Для этого вида работы можно использо­вать небольшие художественные произведения, если они нетрудны для понимания и дают возможность сделать простой рисунок по содержанию текста.

• «Ответь одним словом!» Задание предполагает простой ответ, со­стоящий из одного слова.

Комментарии к заданию. Вопросы надо формулировать так, чтобы в качестве ответа можно было употребить слово, которое школьники не раз слышали на предыдущих уроках. Например: Кто унёс на своих крыльях мальчика? (Гуси); Какое дерево спрятало брата и сестру? (Яблоня). Такое задание используется в основном для про­верки того, как дети поняли фактическое содержание текста (кто (что), где, когда).

• «Выбери ответ!» Задание предполагает выбор из двух данных от­ветов того, который соответствует содержанию прослушанного. На­пример: «Лиса говорила с Колобком ласковым голосом. Как вы ду­маете, почему: она была добрая или хитрая?» или: «Чему учит нас сказка? Выберите правильный ответ: а) репку выращивать, собирать очень трудно; б) нужно дружно работать, помогать друг другу».

Комментарий к заданию. Вопросы должны включать все слова, необходимые для ответа.

• «Повтори слова, в которых есть ... (просьба, вопрос), звучит ... (удивление, радость, страх и т.п.).»

Комментарий к заданию. Задание даёт возможность проверить сте­пень сформированности умения слышать особенности интонации (характера) высказывания, связывать их с содержанием.

• «Сравни рисунок и рассказ (сказку, описание предмета)!» Учи­тель предлагает детям рассмотреть рисунок, а затем послушать его описание.

Комментарий к заданию. Описание в целом соответствует рисун­ку, но содержит отдельные расхождения в содержании (медвежо­нок принес своему другу не два, а три лимона; у кролика болит (завязано) горло, а не нога и т.п.).

• «Что неправильно?» Дети слушают текст и определяют, что в нем неправильно (противоречит логике, установленному порядку и т.п.).

Комментарий к заданию. Школьники могут дать ответ на вопрос, по-украински, после этого учитель переводит его на русский язык, уточняет, дополняет его.

Литература

  1. Вашуленко М.С., Скрипченко Н.Ф., Прищепа О.Ю. та ін. Навчання в 1 класі. – К.: Радянська школа, 1991. – С. 335– 339, 375 – 378.

  2. Гудзик И.Ф., Устименко И.А. Изучение русского языка в 1 классе школ с украинским языком обучения. – К.: Радянська школа, 1984. – С. 3, 22– 25.

  3. Коваль Л.П. Методика преподавания русского языка в шко­лах с украинским языком обучения. - К.: Выща школа, 1989. – С. 17– 24.

  4. Методика начального обучения русскому языку в националь­ной школе / Под ред. И.В.Баранникова, А.И.Грекул. – Л.: Просвещение, 1984. – С. 97– 100.

  5. Русский язык // Програми для середньої загальноосвітньої школи. 1-2 класи. – К.: Початкова школа, 2001. – С. 46-49.