logo
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

Тридцать зерен

Ночью на мокрые деревья упал снег, а потом его схватило мороз­цем, и снег теперь держался на ветвях крепко. Прилетела синичка.

Я отворил форточку, положил на обе перекладины рам линейку и через каждый сантиметр расставил конопляные зерна. Первое зер­нышко оказалось в саду, зернышко под номером тридцать – в моей комнате.

Синичка все видела, но долго не решалась слететь на окно. Нако­нец, она схватила первую коноплинку и унесла ее на ветку. Все обошлось благополучно. Тогда синичка подобрала зернышко номер два...

Я сидел за столом, работал и время от времени поглядывал на си­ницу.

А она сантиметр за сантиметром приближалась по линейке.

– Можно, я склюю еще одно зернышко?

И синичка улетела с очередной коноплинкой на дерево.

– Ну, пожалуйста, еще одно, ладно?

Но вот осталось последнее зерно. Оно лежало на самом кончике ли­нейки. Идти за ним было так боязно!

Синичка прокралась в самый конец линейки и оказалась в моей комнате. С любопытством вглядывалась в неведомый мир. Ее осо­бенно поразили зеленые цветы и совсем летнее тепло.

– Ты здесь живешь? - Да.

– А почему здесь нет снега?

Вместо ответа я повернул выключатель. Под потолком ярко вспых­нул шар плафона.

– Солнце! – изумилась синичка. – А это что?

– Это все книги.

– Что такое «книги»?

– Они научили зажигать это солнце, растить эти цветы и те дере­вья, по которым ты прыгаешь, и еще многому другому.

– Это очень хорошо. А ты совсем не страшный. Кто ты?

– Я – человек.

- Что такое «человек»?

Объяснить это было трудно, и я сказал:

– Видишь нитку? Она привязана к форточке... Синичка испуганно оглянулась.

– Не бойся. Я этого не сделаю. Это и называется у нас – Человек.

– А можно мне съесть это последнее зернышко?

– Да, конечно! Я хочу, чтобы ты прилетала ко мне каждый день. Ты будешь навещать меня, а я буду работать. Согласна?

– Согласна. А что такое «работать»?

– Видишь ли, это такая обязанность каждого человека. Без нее нельзя. Все люди должны что-нибудь делать. Этим они помогают друг другу.

– А чем ты помогаешь людям?

– Я хочу написать книгу. Такую книгу, чтобы каждый, кто прочи­тал ее, положил бы на своем окне по тридцать конопляных зерен...

Е.Носов

2. Проанализируйте видо-жанровое разнообразие текстов для чтения, включенных в учебники по русскому языку для 3 и 4 классов с украинским языком обучения (Гудзик И.Ф., Гурская В.В. Русский язык. Учебник для 3 класса общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения. – К.: Освіта, 2004; Гудзик И.Ф. Русский язык. Учебник для 4 класса обще­образовательных учебных заведений с украинским языком обу­чения. – К.: Освіта, 2004).

Проанализировав и сравнив указанные учебники, проследи­те, как меняется от класса к классу учебный материал для чте­ния с точки зрения родовой и жанрово-стилистической принад­лежности текстов, их объема, лексического состава.

3. Выберите из учебника для 4 класса сказку и лирическое стихот­ворение, продумайте содержание работы над этими произведениями.

4. В реестр текстов для чтения в начальной школе, кроме художественных, входят научно-популярные (познавательные) и обучающие тексты. Чтение и анализ этих текстов «отличается преимущественным вниманием к содержанию. Работа над фор­мой, над образным словом занимает при этом меньше времени, она сводится в основном к объяснению слов, которые детям не­понятны и могут затруднить восприятие читаемого» [ 3, с. 17].

5.Прочитайте тексты из учебника по русскому языку для 4 класса, определите их принадлежность к условно выделяемым группам – художественные, научно-популярные (познавательные), обучающие. Сравните содержание вопросов и заданий к этим текстам и сделайте вывод об особенностях работы над произве­дениями различной стилевой направленности. Определите цель чтения научно-популярных и обучающих текстов.

І