logo search
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

5.Тема: Развитие диалогической и монологической речи учащихся

Методические рекомендации: данная тема раскрывает особенности формирования умений диалогической и монологической речи при помощи создания речевых ситуаций. Необходимо помнить, что важным условием успешной работы по формирова­нию речевых умений является создание речевых ситу­аций. Разработка системы таких ситуаций – это дело творчества учителя. При составлении вопросов помните, что: а) не следует начинать со слишком широких вопросов (Что вы видите на рисунке?); б) вопросы должны быть построены так, чтобы они содер­жали словоформы, словосочетания, необходимые для от­вета учащихся.

Базовая терминология по теме: диалог, монолог, связное высказывание, текст, речевая ситуация, информема.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Развитие диалогической речи.

2. Обучение связному высказыванию (монологической речи).

3. Основные условия организации работы по развитию умений говорить по-русски.

Задания для самостоятельной работы

1. Учитывая требования к объёму и содержанию диалогов, подберите из произведений детской литературы (сказок, расска­зов и пр.) 4-5 диалогических единств (высказываний) для зау­чивания или разыгрывания на уроке в период устного практи­ческого курса.

2. К четырём рисункам, помещённым в учебнике И.Ф. Гудзик и В.В. Гурской «Русский язык. Учебник для первого года обучения русскому языку (3 (2) класс) в школах с украинским языком обучения» (К.: Освіта, 2002) на с. 18-19, составьте вопросы, которые послужили бы учащимся основой для конструирования предложений-ответов. Запишите предполагаемые ответы учащихся.

3. Ознакомьтесь с приведёнными примерами речевых ситуаций (ситуативных упражнений), которые могут быть предложены детям в период устного практического курса и разработайте четыре варианта речевых ситу­аций, интересных детям, подсказывающих им, зачем, кому, о чём, что, где и как долго они будут говорить. Учитывайте при этом, что у детей должна возникнуть необходимость в говорении по-русски, в использовании русского языка.

• Вы заметили, что ваш младший брат (сестра) или друг неак­куратно обращается с книгой. Расскажите ему, как беречь книги. Используйте при этом слова... .

• Вдруг случилось так, что вы потеряли своего четвероногого друга. И для того, чтобы его найти, вы решили дать объяв­ление в газету (газета выходит на русском языке). В редак­ции вас попросили описать щенка. Опишите его, используя при этом слова... .

• Представьте себе, что ваш брат (сестра) или друг пришел из школы в плохом настроении. Что вы ему скажете, о чем спросите?

• Представьте себе, что к вашим соседям приехала внучка из России. Она тоже учится во втором классе. Вы хотите с ней познакомиться. Что вы скажете девочке и что спросите у неё при вашей первой встрече?

• Вы забыли записать в дневник домашнее задание по русско­му языку и решили позвонить своей однокласснице (одно­класснику), чтобы узнать задание. Какой диалог мог про­изойти по телефону:

а) если трубку возьмёт одноклассница(одноклассник);

б) если трубку возьмёт её (его) мама?

4. Одним из эффективных средств создания наглядной рече­вой ситуации являются так называемые рисунки с неразвёрну­тым сюжетом, на которых «изображены люди или предметы, намечены действия или их результаты, а предшествующие собы­тия и дальнейшее их развитие переносятся в сферу догадки (на­пример, «Мальчик стоит перед закрытой дверью и плачет»)» [11, с. 9-10].

Подберите несколько подобных картинок и попробуйте себя в роли ученика: представьте, что могло предшествовать эпизоду на рисунке и что будет позже.

Ознакомьтесь с рекомендациями И.Ф.Гудзик относительно использования иллюстраций на уроке. Следуйте этим рекомен­дациям в своей педагогической практике.

«Учитель должен помнить, что не следует использовать подборки различных иллюстраций на какую-либо тему («Наше счастливое детство», «Хлеб – наше богатство» и т. п.). При общей теме иллюс­траций конкретное содержание у них разное, и для их описания требуется множество различных слов. Предварительно проработать их – даже частично – не представляется возможным. В результате высказывания детей оказываются с языковой стороны неподготов­ленными, пестреют речевыми ошибками. И большой труд, вложен­ный учителем в подготовку раздаточного материала, не окупается, учебный эффект такой работы очень низок. Раздаточный материал можно использовать в том случае, если есть возможность обеспе­чить школьников одной и той же иллюстрацией, по которой прово­дится подготовительная работа».

Вопросы для самоконтроля

  1. Охарактеризуйте приемы работы по развитию навыков диалогической и монологической речи.

  2. Назовите требования к связным высказываниям учащихся младшей школы.

  3. Перечислите этапы работы над связным высказыванием.

  4. Каковы условия успешной работы по формированию умений говорить по-русски?

  5. Дайте определение понятию «речевая ситуация». Какие существуют виды речевых ситуаций?

Дополнительные задания

Прочитайте статью Н.Притулик «Формування умінь українського комунікативного мовлення першокласників в умовах російсько-української двомовності» (Початкова школа. – 2004. – № 6. – С. 12–15 ).

Проанализируйте разработанную автором статьи систему фор­мирования у первоклассников коммуникативно-речевых умений на уроках украинского языка в условиях русско-украинского двуязычия с точки зрения возможности экстраполяции (распрос­транения) её на процесс развития подобных умений на уроках русского языка в условиях украинско-русского билингвизма.

При анализе данной системы обратите внимание на:

1) основной тезис статьи, состоящий в том, что работа по формированию коммуникативно-речевых умений должна осуществляться систематично, комплексно и поэтапно от развития частноречевых (произносительных, лексических и грамматических умений) и общеречевых (в устном практическом курсе – это слушание/понимание и говорение) к формированию коммуникативно-речевых умений;

2) определение понятия «коммуникативно-речевые умения» (выпишите это определение);

3) систему речевых ситуаций (естественных и учебных).

Литература

  1. Вашуленко М.С., Скрипченко Н.Ф., Прищепа О.Ю. та ін. Навчання у 1 класі. – К.: Радянська школа, 1991. – С. 388– 395.

  2. Гудзик И.Ф., Гурская В.В. Изучение русского языка во 2 классе четырехлетней начальной школы с украинским язы­ком обучения. – К.: Радянська школа, 1987. – С. 34–37.

  3. Гудзик И.Ф, Устименко И.А. Изучение русского языка в 1 классе школ с украинским языком обучения. – К.: Радянсь­ка школа, 1984. – С. 25.

  4. Иваницкая Г.М., Шелехова Г.Т. Теория речевой деятельнос­ти и ситуативные упражнения // Рус. яз. и лит. в средних учебных заведениях УССР. – 1991. – № 3. – С. 47–51.

  5. Коваль А.П. Методика преподавания русского языка в шко­лах с украинским языком обучения. – К.: Выща школа, 1989. – С. 62– 67.

  6. Коваль А.П. Специфика обучения русскому языку младших школьников. – К.: Радянська школа, 1990. – С. 161– 164,185– 188.

  7. Методика начального обучения русскому языку в националь­ной школе / Под ред. И.В. Баранникова, А.И. Грекул. – Л.: Просвещение. – С. 119– 122.

  8. Притулик Н. Формування умінь українського комунікативного мовлення першокласників в умовах російсько-української двомовності // Початкова школа. – 2004. – №6. – С. 12– 15.

  9. Трунова В.А. Мовленневі ситуації як засіб формування комунікативних умінь // Початкова школа. –1988. – № 7. – С. 27–28.