logo search
Posibnik_Ostannya_redaktsiya

Морфологический анализ слов категории состояния

Во время характеристики данной части речи следует использовать различные критерии: семантический и синтаксический (синтаксическая функция слов категорий состояния однозначна: позиция главного члена предложения в безличном предложении). Можно прибегнуть к методу постановки вопроса (каково? тепло, как? тепло встретил)

Порядок морфологического анализа слов категории состояния

  1. Указать начальную форму.

  2. Указать часть речи и категориальное значение, вопрос.

  3. Определить разряд по значению.

  4. Указать, если возможно, грамматические признаки (степень сравнения, форма оценки).

  5. Установить, с какой частью речи соотносится по образованию.

  6. Определить синтаксическую функцию, способность управлять падежными формами.

Образцы морфологических разборов слов категории состояния

I. Ей сделалось дурно, как услышала о взятии Нижнеозерной (А. Пушкин).

  1. Начальная форма – дурно.

  2. Слово категории состояния, обозначает состояние, отвечает на вопрос как?

  3. Выражает психическое состояние человека.

  4. Неизменяемое слово, степень сравнения – положительная.

  5. По образованию соотносится с кратким прилагательным среднего рода.

  6. Выполняет функцию главного члена пердложения в безличном предложении, употребляется с отвлеченной связкой сделалось выражающей значение прошедшего времени изъявительного наклонения.

II. Досуг мне разбирать вины твои, щенок! (И. Крылов)

  1. Начальная форма – досуг.

  2. Слово категории состояния, обозначает состояние, отвечает на вопрос каково?

  3. Выражает модальность, то есть отношение к действию с точки зрения невозможности.

  4. Неизменяемое слово.

  5. По образованию соотносится с существительным.

  6. Выполняет функцию сказуемого в безличном предложении, употребляется с зависимым инфинитивом разбирать, который примыкает к слову категории состояния и следует за безлично-предикативным словом. Управляет местоимением мне в форме дательного падежа без предлога.

Литература

  1. Багрянцева В.А. Русский язык: Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля / В.А. Багрянцева и др. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2004. – 560 с.

  2. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. / Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин.– М.: ООО «ТИД « Русское слово–РС», 2006. – 464 с.

  3. Дейкина А.Д. Русский язик: Учебник-практикум для старших классов / А.Д.Дейкина, Т.М. Пахнова. – 6-е изд., испр. – М.: Вербум-М, 2006. – 415 с.

  4. Лекант П. А. Сборник упражнений по современному русскому языку: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.

  5. Лингвистический анализ: Пособие для учителя / Под ред. А. М. Бордовича, Г. А. Гвоздович. – Мн.: Лексис, 2000. – 112 с.

  6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова.– М.: Айрис-пресс, 2006.– 448 с.

  7. Современный русский язык: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Филология» / Под ред. П.А. Леканта. – М. : Дрофа, 2007. – 557 с.

  8. Тихонов А. Н. современный русский язык. (Морфемика. Словообразование. Морфология) / А. Н. Тихонов. – М. : Цитадель-трейд, 2002. – 464 с.