logo

§ 1. Организация жизни и деятельности детей

Организация режимных процессов. Значительная часть време­ни в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения по­требностей ребенка в сне, пище, отдыхе.(Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюде­ние правильного режима дня — чередование различных по харак­теру и нагрузке видов деятельности — предохраняет ребенка от фи­зического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания.

Организация режимных мероприятий имеет важное значение для воспитания ребенка, так как ходе различных моментов, свя­занных с приемом нищи, выполнением гигиенических процедур, происходит формирование культурно-гигиенических навыков й привычек, усвоение норм и правил поведения в обществе, форми­рование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере использования детей формируются такие качества, как активность, самостоятельность, умение выполнять действия в кол­лективе, поддерживать отношения с другими детьми, координиро­вать свою деятельность с их действиями.

В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха эта сфера жизни малышей должна привлекать особое внимание воспи­тателей, так как многие дети, поступающие в детский сад, не владе­ют навыками самообслуживания: не могут правильно есть, раздевать­ся, пользоваться туалетными принадлежностями. При проведении режимных мероприятий необходимо учитывать ряд условий:

При организации режимных мероприятий используются показ, демонстрация образца выполнения действия, сопровождаемые по­яснениями: В работе с детьми преддошкольного возраста и млад­шими дошкольниками показ носит расчлененный характер.

Со старшими дошкольниками большее место занимают напоми­нания правил, беседа с уточнением последовательности действий, направленные на осознание значения правильного формирования культурно-гигиенических навыков. Для/1етей с нарушениями слуха очень важно продемонстрировать правила поведения в различных бытовых ситуациях (за столом, в раздевалке), нормы общения с другими людьми, необходимость помощи в выполнении бытовых действий новеньким или младшим детям. Воспитатели обращают внимание на необходимость проявить терпение, умение подождать, уступить место другому ребенку при необходимости выполнения действий по очереди, поблагодарить взрослого или ребенка. Для того чтобы у детей формировались соответствующие привычки, воспитателям необходимо демонстрировать образцы поведения в быту.

В процессе организации режима дня воспитатели стремятся про­демонстрировать детям различные предметы, показать их свойства и сферу использования, в реальных бытовых действиях сравнить разные по внешнему виду, но одинаковые по функции предметы (маленькая и большая ложки или чашки, салфетка из материала или из бумаги).

Различные бытовые моменты создают хорошую основу для ре­чевого развития детей, так как здесь усвоение значений слов и фраз связано с непосредственной деятельностью ребенка, его чув­ственным опытом. В процессе речевого общения уточняются зна­чения слов, обозначающих названия гигиенических предметов, по­суды, продуктов и блюд, одежды, действий, выполняемых детьми. Многократное повторение этого речевого материала способству­ет его запоминанию и использованию детьми. В процессе уточне­ния значений слов и фраз важно связывать усвоение слов детьми с познанием или свойств предметов путем рассматривания, при­влечения тактильно-двигательной чувствительности, обоняния, осязания.

Для активизации речевого общения детей необходимо использо­вать сложившиеся ситуации, например при отсутствии у ребенка мыла сказать, как нужно попросить. Для старших детей — активи­зировать имеющуюся речь («Попроси»). В некоторых случаях, если это не влияет на ход проведения какого-то вида бытовой деятель­ности, такие ситуации могут быть созданы преднамеренно. Однако задачи проведения режимных моментов не должны подменяться задачами развития речи. Если дети проголодались и хотят есть, не­целесообразно повторять названия блюд, которые будут даны на обед. Необходимо заранее продумать время для проведения рабо­ты по развитию речи и способы ее проведения, потому что бездей­ствие детей, излишнее ожидание снижают эффект проведения ре­жимных моментов»

Прогулки. Большие возможности для проведения разносторон­ней воспитательной и образовательной работы содержат прогулки. Они являются средством укрепления здоровья и физического раз­вития детей, создают базу для их умственного развития в процессе ознакомления с природными и общественными явлениями, способ­ствуют развитию трудовой и игровой деятельности.

Существенное значение для проведения прогулки имеет обору­дование участка, наличие игрушек для игр на участке, спортивно­го инвентаря.

Порядок прогулок заранее планируется и может быть разным: ея зависит от предыдущих занятий, погоды, Важно обеспечить разнообразие видов деятельности детей на прогулке. Как прави­ло, вначале проводят наблюдения за состоянием погоды, природы. Дети наблюдают за состоянием неба, солнца, наличием дождя или хнега. Воспитатель привлекает их внимание к температуре воздуха (тепло, холодно, жарко), произошедших изменениях в природе и т. д.Дети включаются в практическую деятельность: убирают ли­стья, очищают дорожки от снега, подкармливают птиц. Затем орга­низуются подвижные игры, приводятся игры со снегом, песком. Во время прогулки воспитатель может также организовать наблюде­ния за трудом дворника, шофера, провести наблюдения за теми объектами, которые будут позднее анализироваться с детьми на за­нятиях по ознакомлению с окружающим, изобразительной дея­тельности, игре, Все элементы прогулки заранее продумываются с точки зрения введения новых слов, активизации речи детей.. Ре­чевой материал включает как заранее запланированные воспита­телем слова, так и непредусмотренные, связанные с обозначением явлений, заинтересовавших детей. Например, дети увидели гусе­ницу, и воспитатель в процессе наблюдений сообщает ее название. Также неожиданным может быть сверкание молнии и другие яв­ления. Воспитатель сообщает слово устно или устно-дактильно, при необходимости записывает слово в блокнот и прочитывает его вместе с детьми.

Игры. Большее 'место в режиме дня занимают игры. Так как вре­мя игр определено в режиме дня каждой группы, воспитатель зара­нее подбирает игрушки и пособия. Важно воспитывать навыки са­мостоятельной игры, переноса и варьирования игр, освоенных на занятиях. Однако, несмотря на свободный характер игр, роль воспитателя в их организации достаточно велика. Учитывая особенности игр детей с нарушениями слуха, их стремление к стереотипным играм, целесообразно уточнять игровые интересы детей, учитывать их индивидуальные возможности и склонности. Воспитатель дол- жен занять позицию играющего партнера, принять роль, которая может побудить ребенка к проявлению встречной активности. В некоторых случаях целесообразно нацелить детей на использование предметов-заместителей, воображаемых ситуаций. Можно под- сказать сюжеты игр, связанные с проведенными накануне экскурсиями, наблюдениями, показать на отдельных фрагментах, используя игровые средства, их реализацию

Общаясь с детьми по поводу игр, воспитатель уточняет значе­ния слов, обозначающих игрушки, игровые действия, отношения детей к играм, понуждает воспитанников к использованию фразо­вой речи. Однако свободные игры детей не должны превращать­ся в отработку и закрепление речевого материала, в этом случае игры теряют свою привлекательность, эмоциональный настрой ребенка разрушается.

Так как время игр определено в режиме дня каждой группы и в некоторых случаях оно непродолжительно (10—15 мин) воспита­тель может предложить детям дидактические игры, связанные с развитием внимания, восприятия, памяти, мышления.

Свободная деятельность детей. В регламенте жизни ребенка предусмотрено время для свободных проявлений интересов самого ребенка. Одни дети захотят порисовать или поиграть, кому-то из детей захочется посидеть или полежать. Воспитатель должен не навязывать детям общую деятельность, а предоставить право на ее выбор самим детям.

Для учета интересов детей, выбора вида деятельности важное значение должно придаваться организации предметной среды, с которой связано психологическое благополучие ребенка. Это и игровые зоны, физкультурное оборудование и спортивный инвентарь, модульная мебель и дисфункциональная закрепленность зон и угол­ков должна соответствовать удовлетворению потребностей и инте­ресов детей, целесообразно вносить изменения в интерьер, приспо­сабливая его к изменениям в играх и интересах детей.

Наряду с игрой немалое место в жизни ребенка занимает сво­бодная продуктивная деятельность (рисование, конструирование). Здесь, так же как и в играх, важно создать необходимые условия, предусмотреть наличие необходимых материалов. Учитывая интерес детей к рисованию или конструированию, важно помочь детям уточ­нить тематику рисования или строительства, развить предложенный ребенком сюжет, соединить с имеющимися представлениями по дан­ной теме. Интерес детей к деятельности повысится, если будет созда­на интересная для детей мотивация. Например, в ответ на желание детей строить улицу воспитатель предлагает после окончания стро­ительства поиграть в игру «Транспорт». Ребенку, пожелавшему ри­совать цветы, воспитатель предлагает сделать открытку и подарить ее на день рождения ребенку из группы.