logo

§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

Овладение речью как средством общения и познания окружаю­щего мира является важнейшим условием социального и позна­вательного развития ребенка. Развивающееся слуховое восприятие имеет решающее значение для возникновения и функционирования словесной речи у человека.

Слуховое восприятие речи предполагает наличие в долговремен­ной памяти слуховых и кинестетических образов слов и привычных словосочетаний, а также образов, соответствующих таким фонети­ческим элементам речи, как фонемы, словесное ударение, интона­ция.

Развитие навыка слухового восприятия устной речи представля­ет собой сложный процесс, который неразрывно связан с усвоени­ем языка, произносительных умений, развитием познавательной де­ятельности ребенка, накоплением у него жизненного опыта.

Слуховые реакции в младенческом возрасте отражают активный процесс реализации языковой способности и приобретения слухо­вого опыта, а не пассивные реакции организма на звук.

Уже в течение первого месяца жизни происходит совершенство­вание слуховой системы и выявляется врожденная приспособлен­ность слуха человека к восприятию речи. В первые месяцы жизни ребенок реагирует на голос матери, выделяя его среди других зву­ков и незнакомых голосов.

У новорожденных детей, даже недоношенных, в ответ на гром­кий голос или звук погремушки появляются различные двигатель­ные реакции: ребенок закрывает глаза, наморщивает лоб, у него появляется гримаса плача, учащается дыхание. Иногда реакции могут быть другими: ребенок вытягивает ручки, растопыривает пальцы, открывает рот, делает сосательные движения. Реакция на громкий звук может также сопровождаться подергиванием глаз­ных яблок, сужением, а затем расширением зрачков. На 2-й неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном слуховом раздражителе и прислушивается (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981).

Слуховые реакции ребенка совершенствуются с каждым месяцем жизни. Слышащий ребенок в возрасте семи-восьми недель, а более отчетливо — с 10—12-й недели поворачивает голову в сторону зву­кового раздражителя, реагируя таким образом как на звучание иг­рушек, так и на речь. Эта новая реакция на звуковые стимулы свя­зана с возможностью локализации звука в пространстве. Реакция, выражающая способность ребенка устанавливать источник звука в пространстве, возникает прежде всего на звук голоса и лишь затем на другие звуки.

В возрасте двух месяцев ребенок способен воспринимать интер­валы между звуками. Эта способность является необходимым ус­ловием для овладения языком, поскольку языковая способность за­ключается в овладении дискретным (прерывистым) характером единиц речи, имеющих последовательный временной характер. Одновременно ребенок начинает различать ударение в слове, а так­же основную частоту голоса говорящего, интонацию и ритм речи (Д. И. Тарасов и др., 1984).

В возрасте трех-шести месяцев ребенок определяет источник зву­ка в пространстве, избирательно и дифференцированно реагирует на него. Способность к различению звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок по-разному реагирует на различные интонации и разные слова, хотя они воспринимаются им на первых порах нерасчлененно.

На протяжении первого года жизни у ребенка формируется об­ратная связь, стимулированная звуками внешней среды. Ребенок пользуется этой связью для контроля собственного голоса. Благо­даря обратной связи с 4—5-го месяцев жизни ребенок воспроизво­дит ритм, интонацию, длительность и частоту речевых звуков.

Возраст шести-девяти месяцев характеризуется интенсивным раз­витием интегративных и сенсорно-ситуационных связей. Важней­шим достижением этого возраста является ситуационное понимание обращенной речи, формирование готовности к подражанию речи, расширение диапазона звуковых и интонационных комплексов. В ос­нове формирования этих умений лежит согласованная деятельность слухового анализатора и сохранность проприоцептивной чувстви­тельности артикуляционного аппарата. Ребенок, вслушиваясь в звуковые и интонационные ряды в речи взрослого, стремится вос­производить за ним цепочки слогов. Это время закономерного по­явления лепета, который к девяти месяцам обогащается новыми звуками, интонациями и становится постоянным ответом на голо­совое общение взрослого.

К девяти месяцам ребенок демонстрирует ситуационное понима­ние обращенной к нему речи, отвечая действиями на словесные ин­струкции и вопросы. Нормальный лепет, адекватные реакции ре­бенка на обращения окружающих являются признаком сохранности слуховой функции и развивающегося слухового восприятия речи. Адекватность реакции ребенка в 7—8 месяцев на слово зависит от его расположения в пространстве, привычности обстановки, инто­нации говорящего. Лишь постепенно слово начинает выделяться ре­бенком из всего комплекса воздействующих на него раздражителей. До этого времени ритмико-мелодическая структура слов и слово­сочетаний служит главным сигнальным признаком. Помимо инто­нации ребенок улавливает лишь общий звуковой облик слов, их ритмический контур. Однако входящие в состав слова фонемы вос­принимаются еще очень обобщенно.

Слуховое восприятие играет решающую роль в развитии лепета, а затем и в фонетической стороне речи, позволяя ребенку воспри­нимать звучащую речь окружающих и сличать с нею собственное звукопроизношение. Успешное выполнение этих функций предпо­лагает надлежащий уровень аналитико-синтетических процессов в сфере речеслухового анализатора. В процессе восприятия речи ок­ружающих лепет по своему звуковому составу все более начинает приближаться к фонетическому строю родного языка. К концу пер­вого года жизни ребенок различает слова и фразы по их ритмичес­кому контуру и интонационной окраске, а к концу второго года и началу третьего малыш обладает способностью различать на слух все звуки речи. Ребенок приобретает способность улавливать сна­чала грубые, а затем и более тонкие акустические различия, с по­мощью которых в языке осуществляется противопоставление фо­нем. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием про­износительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторон­ний характер. С одной стороны, дифференцированность произно­шения зависит от состояния слуховой функции, с другой — умение произнести звук облегчает ребенку различение его на слух. Однако развитие слуховой дифференцировки предшествует уточнению произносительных навыков. Взаимосвязь функций слухового и речедвигательного анализаторов в процессе формирования произ­ношения подробно раскрыта в работах В. И. Бельтюкова, Ф. Ф. Pay, Н. X. Швачкина и др.

В течение второго и третьего годов жизни ребенка в связи с фор­мированием его речи происходит дальнейшее развитие слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприя­тия звукового состава речи.

В основе формирования фонематического слуха ребенка лежит постепенный переход от грубых слуховых дифференцировок ко все более тонким. При этом конкретная последовательность в ус­воении фонематических противопоставлений в значительной сте­пени связана с вмешательством речедвигательных дифференциро­вок (Н. X. Швачкин).

Овладение фонемами, как и другими фонетическими элементами речи, предполагает сопряженную деятельность слухового иречедви-гателъного анализаторов. При этом слуховому анализатору принад­лежит ведущая роль. Акустические образы речи окружающих запе­чатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат основой для их воспроизведения. Сличая собственную звуковую продукцию с запе­чатленными в памяти образцами речи окружающих, ребенок путем поиска требуемых артикуляционных движений совершенствует свое произношение, пока не добивается полного совпадения с произноше­нием взрослых.

Дифференцированное слуховое восприятие фонем служит одним из необходимых условий их правильного воспроизведения в про­изношении. Важнейшее значение для усвоения звуков речи имеет развитие речедвигательной сферы, в частности развитие аналити-ко-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, ха­рактер моторных трудностей, связанных с овладением артикуляци­ей различных фонем (А. Н. Гвоздев, В. И. Бельтюков, Ф. Ф. Pay).

Первые годы жизни ребенка являются критическим периодом, когда мозг в высокой степени чувствителен к восприятию и исполь­зованию таких стимулов окружающей среды, как звуки речи. При­менительно к развитию слуховой функции это означает наличие такой стадии в развитии мозга, при которой звуки необходимы для имитации речи, речевой активности, обратной акустической связи и осознания смыслового содержания слов и фраз. Если на данной стадии ребенок не будет воспринимать звуки, то врожденная язы­ковая способность не сможет полностью реализоваться.

Считается, что формирование фонематического слуха заканчи­вается к началу 3-го года жизни. Однако усвоение правильного произношения всех фонем ребенком происходит еще в течение не­скольких лет.

Совершенствуя свое произношение в дошкольный период детства, к пяти-шести годам ребенок полностью овладевает фонетической и ритмической структурой слов, орфоэпическими нормами, нюансами ритмико-мелодического оформления фразы, вариативностью инто­наций живой речи. Физиологическую основу полного овладения фо­нетикой речи составляет сложная система второсигнальных услов­ных связей в области слухового и речедвигательного анализаторов, образование в коре головного мозга ребенка прочных слуховых и двигательных образов слов и словосочетаний.

Развитие речевого слуха продолжается и в последующие годы, в связи с усвоением значений слов, овладением грамматическими за­кономерностями, нормами формо- и словообразования. Несмотря на то, что ребенок сравнительно рано начинает различать на слух основные типы фразовой интонации (просьба, побуждение, вопрос и др.), полное овладение всеми тонкостями интонационного выра­жения многообразных коммуникативных целей, тончайших оттен­ков мыслей и чувств продолжается и в школьные годы.

В дошкольном возрасте, в связи с разными видами деятельнос­ти, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Какую роль играет слух в жизни человека?

  2. Назовите основные свойства слухового восприятия.

3. Какое значение имеет сохранный слух для психического развития детей раннего и дошкольного возраста?

4. Как развиваются слуховые реакции ребенка в период младенчества?

5. В какой возрастной период происходит наиболее интенсивное формиро- вание речевого и фонематического слуха?

Литература

Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. — М., 1975. Жинкин Н. И. Механизмы речи. — М., 1958.

Журба Л. Т., Мастюкова Е. М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. — М, 1981.

Лурия А. Р. Ощущения и восприятие: Материалы к курсу лекций по общей психологии. — М., 1975.

Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия. — М., 1988.

Pay Ф. Ф. Устная речь глухих. — М., 1973.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — М., 1989. — Т. 1. Тарасов Д. И., Наседкин А. К, Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у де­тей. - М., 1984.

Теплое Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. — М., 1985. - Т. 1.