logo

§ 1. Значение развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой сто­роне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важней­ших характеристик и свойств предметов и явлений живой и нежи­вой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе по­знавательного развития ребенка.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемеще­ние звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания -все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность восприни­мать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную ло­кализацию предметов в пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое воспри­ятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонен­тами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая спо­собствует формированию эмоционально-эстетической стороны жиз­ни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.

Нарушение деятельности слухового анализатора негативно от­ражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде все­го обуславливает тяжелые нарушения речи. У ребенка с врожден­ной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состо­яние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Важное значение в процессе обучение имеет учет состояния слу­ха глухого или слабослышащего ребенка, возможности восприятия речи и неречевых звуков. Исследования возможностей использова­ния остаточного слуха у глухих детей выявили возможности воспри­ятия неречевых звуков и некоторых элементов речи в зависимости от состояния слуха, диапазона воспринимаемых частот (Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, Л. В. Нейман). Глухие дети, поступающие в дошкольные учреждения, реагируют на некоторые громкие неречевые звуки. Дети с лучшими остатками слуха реагируют на голос повышенной громкости на расстоянии нескольких сантиметров от уха. Даже те небольшие остатки слуха, которые есть у глухих детей, при условии систематической работы по их развитию важны для восприятия звуков окружающего мира и оказывают помощь в работе по обучению устной речи. Развива­ющееся слуховое восприятие помогает слышать некоторые бытовые и природные звуки, что имеет важное значение для расширения представлений об окружающем мире и природных явлениях. Ори­ентировка на некоторые бытовые звуки (будильник, телефон или дверной звонок) способствует регуляции поведения ребенка, при­общению его к участию в жизни семьи.

Остаточный слух важен для формирования слухо-зрительного восприятия речи, так как он подкрепляет механизмы восприятия речи на зрительной основе и создает в результате содружествен­ной деятельности двух анализаторов новые механизмы восприя­тия речи. У глухих детей остаточный слух может быть использо­ван и при коррекции произношения: для восприятия слоговой и ритмической структур, произношения гласных и некоторых со­гласных звуков.

Значительно больше возможности восприятия неречевых и ре­чевых звуков у слабослышащих детей (Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, И. Г. Багрова). В зависимости от степени тугоухости возможнос­ти восприятия неречевых звуков и речи значительно варьируют­ся. В дошкольные учреждения для слабослышащих детей посту­пают, как правило, дети с тяжелой тугоухостью, которые могут различать небольшое число лепетных или полных слов, произно­симых на небольшом расстоянии от уха голосом нормальной гром­кости. Дети со средней степенью тугоухости могут различать слова и фразы, предъявляемые голосом нормальной громкости на рас­стоянии больше 1 м. Некоторые из них способны дифференциро­вать их при предъявлении шепотом.