logo

§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха

Во второй половине XIX в. в европейских странах (Швейцария, Австрия, Германия) педагоги школ для глухих все чаще обсужда­ли вопрос о целесообразности дошкольного воспитания и обучения глухих детей, а также о необходимости организации с этой целью специальных детских садов. Сурдопедагоги полагали, что более ран­нее обучение глухих детей будет способствовать их умственному развитию, создаст предпосылки для лучшего обучения в школе. В не­которых странах предпринимались попытки организации неболь­ших групп для маленьких глухих (как правило, в возрасте пяти-шести лет) или создания специальных детских садов. В середине XIX в. во Франции, недалеко от Парижа, в местечке Бур-ла-Пэ, в спе­циальное учреждение принимали маленьких глухих детей. С ними проводились индивидуальные занятия, однако задача формирова­ния речи не ставилась. В 1894 г. в Германии был открыт детский сад, в котором находились восемь детей, но их не учили речи. В этом же году было основано «Общество по организации детсадов для глухонемых детей», целью которого было открытие детских садов для глухонемых детей в возрасте от трех до семи лет.

Идея раннего воспитания и обучения глухих детей в конце XIX в. интенсивно развивалась в Америке. Одним из первых сурдопеда­гогов, организовавших обучение глухих дошкольников, являлся Александр Грехем Белл. Он организовал детский сад и школу для глухих детей, работавших под его руководством в течение двух лет. А. Г. Белл считал целесообразным объединение глухих и слышащих детей для игр и речевых упражнений, полагая, что в процессе об­щения дети быстрее овладеют речью. Он разрабатывал методы обу­чения устной речи глухих. Эти методы получили большое распро­странение и долгое время использовались в детских садах и школах. Принадлежащая Беллу идея раннего обучения глухих детей получи­ла дальнейшее развитие. Последовательница идей А. Г. Белла Сара Фулер в 1888 г. открыла в Бостоне интернат, в котором находились двенадцать глухих детей старше двух лет. Сара Фулер использова­ла методы обучения устной речи, разработанные А. Г. Беллом, счи­тая, что овладение устной речью наиболее эффективно происходит в дошкольном возрасте. Основным средством общения и обучения являлась устная речь. Позднее на ее основе дети овладевали пись­менной формой речи.

Идея раннего обучения словесной речи отчетливо прослежива­ется в деятельности Эммы и Мери Гаррет, открывших по примеру С. Фулер пансионат для маленьких глухих детей в Филадельфии.

Ознакомившись с устным методом обучения речи, распространен­ным в те годы в Германии, сестры использовали метод «материн­ской школы», по которому в основе обучения устной речи лежало подражание произношению матери.

В России в конце XIX в. передовые сурдопедагоги активно раз­вивали идею создания общественного дошкольного воспитания глухих дошкольников (Н. К. Патканова, Н. A. Pay, Н. М. Лаговский и др.). Они обосновывали необходимость дошкольного обучения большой значимостью данного периода для общего развития глу­хого ребенка, особо подчеркивая важность раннего начала работы по развитию словесной речи. Первым дошкольным учреждением для глухих детей, в задачи которого входило формирование устной речи, был детский сад, открытый Н. A. Pay в Москве в 1900 г. Та­ким образом, можно говорить о том, что теоретические и практи­ческие основы воспитания и обучения глухих дошкольников, форми­рования речи начали разрабатываться в России в конце XIX в.

Проблемы организованной помощи дошкольникам с нарушени­ями слуха активно обсуждались на Втором съезде деятелей по обу­чению, воспитанию и призрению глухонемых (1903). В докладах Н. К. Паткановой, Н. A. Pay обсуждались вопросы организации дет­ских садов для глухих детей, содержание работы, отмечались отри­цательные стороны позднего начала обучения (только в школьном возрасте), что задерживает их развитие. Н. К. Патканова предложи­ла модель организации обучения глухих детей, в которой первым этапом обучения детей был детский сад с четырехлетним сроком обучения. Основное внимание в дошкольный период должно быть сосредоточено на произношении звуков речи, чтении с губ, разви­тии слуха с помощью музыкальных инструментов. Детей шестилет­него возраста предлагалось обучать грамоте (чтению и письму). По мнению Н. К. Паткановой, при условии хорошей дошкольной под­готовки многие глухие дети могли бы поступать в народные школы.

После открытия первого детского сада для глухонемых в Москве были организованы и другие дошкольные учреждения по образцу этого сада. В 1902 г. в Петербурге был создан детский сад М. В. Бог­дановым-Березовским; в 1904 г. Н. К. Паткановой (в ее частной школе в Киеве) была организована группа для глухонемых до­школьников; в 1909 г. был открыт детский сад в г. Александровске (Запорожье); в 1912 г. — в Тамбове. Расширялась сеть дошкольных учреждений для глухих детей и в Москве: при Арнольдо-Третьяков-ском городском училище было организовано три детских сада: два для приходящих детей и один — для живущих там.

Первый детский сад, открытый в 1900 г., расширился и изменил свою структуру. В нем было 52 ребенка, которые воспитывались и обучались в трех отделениях: «детская группа», где воспитывались дети от двух до четырех лет; «детский сад» — для детей от четырех до семи лет; «начальная школа» — для детей восьми-двенадцати лет. По достижении двенадцатилетнего возраста дети переходили в Ар-нольдо-Третьяковское училище или в другие школы. Таким обра­зом, в структуре этого учреждения видна тенденция преемственно­сти между дошкольным и школьным этапами обучения глухих детей.

Все открывающиеся в России дошкольные учреждения для глу­хих детей возникали по частной инициативе и существовали на бла­готворительные средства, так как плата за пребывание детей была достаточно высокой и недоступной для многих родителей. Неста­бильность притока средств от благотворителей приводила к сокра­щению числа дошкольных учреждений. Для организации помощи дошкольным учреждениям и поисков источников финансирования в 1915 г. было организовано «Общество попечения о глухонемых детях дошкольного возраста». Однако, несмотря на предпринима­емые усилия сохранить и увеличить количество дошкольных уч­реждений, к 1915 г. осталось лишь четыре, в которых воспитывалось примерно сто детей.

Таким образом, развитие идей общественного дошкольного воспи­тания дошкольников с нарушениями слуха, практическое претворе­ние идеи раннего воспитания и обучения находит свое решение в организации первых дошкольных учреждениях для глухих детей в начале XX в. Именно этот период можно рассматривать как начало систематической разработки проблем воспитания и обучения дош­кольников с нарушениями слуха.