§ 1. Значение овладения устной речью
Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повседневного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.
Развитие мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного развития, которое с большим трудом корригируется на других возрастных этапах.
Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной и др. Методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н. A. Pay, Е. Ф. Pay, Н. И. Беловой, Э. И. Леонгард, А. Д. Салаховой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ской и др.
Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи глухим или слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.
Глухие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, не владеют устной речью даже на самом элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.
Слабослышащие двух-трехлетние дети с тяжелой тугоухостью на первый взгляд по своим речевым реакциям похожи на глухих, хотя при более тщательном изучении у них выявляются небольшое количество звукоподражаний, лепетных слов; некоторые из них по подражанию взрослому пытаются давать «контур» знакомых слов. Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают небольшой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.
Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
- § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- § 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- РазделIi. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
- Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
- § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- § 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
- § 1. Причины нарушений слуха
- § 2. Классификации нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- § 1. Младенческий и ранний возраст
- § 2. Дошкольный возраст
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
- § 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
- § 1. Из истории вопроса
- § 2. Ранний возраст
- § 3. Дошкольный возраст
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
- § 1. Образовательные дошкольные учреждения
- § 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
- Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида
- § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- § 2. Условия и формы интеграции
- Раздел 4. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
- § 1. Задачи дошкольного образования
- § 2. Принципы воспитания и обучения
- § 3. Методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- § 1. Организация жизни и деятельности детей
- § 2. Занятия как форма воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
- § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
- § 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
- § 1. Организация психолого-педагогического изучения
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Физическое воспитание
- § 1. Значение физического воспитания дошкольников
- § 2. Задачи физического воспитания
- § 3. Формы и средства физического воспитания
- § 4. Содержание и методы физического воспитания
- Глава 2. Формирование детской деятельности
- § 1. Обучение игровой деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
- § 2. Условия развития речи
- § 3. Основные направления работы по развитию речи
- Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
- § 1. Значение овладения устной речью
- § 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
- Глава 5. Развитие слухового восприятия
- § 1. Значение развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
- Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
- § 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
- § 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
- § 2. Содержание подготовки детей к школе
- Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения
- Глава 1. Умственное развитие
- § 1. Задании содержание умственного развития
- § 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
- § 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
- Глава 2. Социально-личностное развитие
- § 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
- § 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
- § 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
- § 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
- Глава 3. Эстетическое развитие
- § 1. Задачи и условия эстетического развития
- § 2. Организация и содержание эстетического развития
- Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
- Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
- § 1. Задачи работы с родителями
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- § 1. Формы социальной защиты
- § 2. Деятельность общественных организаций
- 1 Inclusive (англ.) — включающий в себя, содержащий.