logo

§ 1. Значение овладения устной речью

Формирование устной речи является важнейшим условием пси­хического и речевого развития глухих и слабослышащих детей. Устная речь — наиболее естественное и удобное средство повсед­невного контакта с окружающими людьми. В развитии человека устная речь формируется раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высоко­го уровня развития психических процессов.

Развитие мышления, познавательных способностей дошкольни­ка в значительной степени зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению тем­пов познавательного развития, которое с большим трудом корри­гируется на других возрастных этапах.

Значение устной речи как средства общения с окружающими, базы для овладения языком, условия развития мышления глухих и слабослышащих детей раскрыто в работах Ф. A. Pay, Ф. Ф. Pay, В. И. Бельтюкова, К. А. Волковой, Н. Ф. Слезиной и др. Методы формирования устной речи у детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста описаны Н. A. Pay, Е. Ф. Pay, Н. И. Бело­вой, Э. И. Леонгард, А. Д. Салаховой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелым-ской и др.

Формирование устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью это­го периода к формированию механизмов восприятия речи и скла­дывания произносительных навыков. Особое значение имеет ран­нее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в част­ности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное об­щение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответству­ющие возрастным периодам формы общения. Использование уст­ной речи глухим или слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной на­правленности высказываний, практическое усвоение грамматиче­ских закономерностей.

Глухие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошколь­ные учреждения, не владеют устной речью даже на самом эле­ментарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное арти­кулирование.

Слабослышащие двух-трехлетние дети с тяжелой тугоухостью на первый взгляд по своим речевым реакциям похожи на глухих, хотя при более тщательном изучении у них выявляются небольшое коли­чество звукоподражаний, лепетных слов; некоторые из них по под­ражанию взрослому пытаются давать «контур» знакомых слов. Дети с тугоухостью старше четырех лет, как правило, накапливают неболь­шой запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.

Без специальной последовательной работы устная речь глухих и слабослышащих дошкольников не имеет тенденций к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка. Работа по обучению произношению является одним из центральных разделов программы воспитания и обучения, так как в процессе системати­ческой работы устная речь приобретает качества, которые позволя­ют ей быть средством общения и оказывать влияние на различные сферы развития дошкольника.