logo

§ 1. Задании содержание умственного развития

В процессе воспитания и обучения дошкольников с наруше­ниями слуха осуществляется их разностороннее развитие. Важ­ность правильно организованного обучения для развития ребенка подчеркивают многие психологи и педагоги. При этом Л. С. Выгот­ский особо акцентировал внимание на умственном развитии в про­цессе обучения: «...правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких про­цессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможны­ми» (Л. С. Выготский, 1991).

Умственное развитие включает в себя формирование познаватель­ных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обо­гащение знаний о природе и обществе развитие познавательных ин­тересов, развитие речи как средства познания.

В качестве одной из задач умственного развития детей с нару­шениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к ко­торым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обоб­щение, классификация. Решение этой задачи связано также с разви­тием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать ре­зультаты. Для старших дошкольников с нарушениями слуха особое значение приобретает развитие способностей к самостоятельному познанию.

Умственное развитие ребенка невозможно без усвоения опреде­ленного объема знаний об окружающих предметах, природе, о че­ловеке и его жизни в обществе. Овладение ими позволяет ребенку участвовать в повседневной жизни, строить свои взаимоотношения со взрослыми и детьми. Накопление знаний, определенный уровень их обобщения и систематизации являются одним из условий школь­ной готовности ребенка, обеспечивают базу, необходимую для усво­ения ряда школьных предметов.

Умственное развитие ребенка не может протекать интенсивно без наличия у него познавательных интересов, т. е. стремления узнать новое, получить информацию о незнакомых объектах и явлениях Познавательные стремления способствуют лучшему усвоению нового материала, а у старших дошкольников обеспечивают устойчивый интерес к учению в школе.

Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов ум­ственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое опериро­вание представлениями и знаниями.

В ряде психологических исследований подчеркивается значи­мость систематической работы по умственному развитию детей с нарушениями слуха, так как отсутствие рано начатой специальной работы приводит к отставанию в сроках и темпах развития пси­хических процессов и их своеобразию у глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (А. А. Катаева, Т. В. Роза­нова, Ж. И. Шиф и др.).