§ 1. Формы социальной защиты
Родителям детей с нарушениями слуха, сурдопедагогам надо знать различные нормативные документы по правовой защите лиц с нарушениями слуха. Незнание родителями прав детей с тяжелыми нарушениями слуха часто приводит к их беззащитности, неумению защитить права ребенка в различных ситуациях.
В Российской Федерации действует механизм государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития. Постановления Правительства в области защиты прав детей связаны с принятием и выполнением Конвенции ООН о правах ребенка (1989) и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1993). Меры по защите прав ребенка значительно расширены в связи с принятием Гражданского кодекса Российской Федерации (1994), Семейного кодекса Российской Федерации (1995), Уголовного кодекса Российской Федерации (1996), Уголовно-исполнительного кодекса (1997). Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей и обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни детей, охрану их здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования, поддержку детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах.
Права детей (в возрасте от двух месяцев до семи лет) на воспитание и обучение закрепляются, кроме названных выше документов, Законом РФ «Об образовании» (1996), Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (от 01.07.95 № 677) и рядом других нормативно-правовых документов.
На детей с нарушениями слуха распространяется также действие основных нормативных актов, направленных на социальную защиту лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Лица с тяжелыми нарушениями слуха (3—4-я степень тугоухости и глухота) признаются инвалидами, а дети с такими нарушениями слуха в возрасте до шестнадцати лет относятся к категории «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. К детям-инвалидам относятся «дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности в будущем» (7).
На детей-инвалидов распространяется система государственной социальной помощи. Система мер по социальной защите инвалидов отражена в Федеральном Законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ. Социальная защита инвалидов в нем определяется как «система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества» (статья 2).
Законом о социальной защите инвалидов предусматривается система медицинских, психологических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9),
В законе «О социальной защите инвалидов в РФ» раскрывается понятие реабилитации, включающее в себя систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванную нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма (статья 9).
В качестве одного из условий реабилитации лиц с нарушениями слуха, обеспечения их полноценной жизнедеятельности рассматривается воспитание и обучение. В системе непрерывного воспитания и образования выделяется дошкольное воспитание детей с нарушениями слуха, которое может осуществляться как в детских дошкольных учреждениях общего типа, так и в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. Содержание ребят в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха бесплатно для родителей. Оно осуществляется за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Соответствующие указания на этот счет имеются в законе «О социальной защите инвалидов» (статья 18) и в «Законе об образовании».
Государство обеспечивает инвалидам получение основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальными возможностями (статья 19).
Дети-инвалиды имеют ряд льгот, важных для обеспечения их медицинской и социальной реабилитации. Квалифицированная медицинская помощь инвалидам, включая лекарственное обеспечение, осуществляется бесплатно или на льготных условиях (15). Дети с нарушениями слуха имеют право на бесплатное получение один раз в четыре года индивидуальных слуховых аппаратов.
Дети-инвалиды и дети, у которых один из родителей является инвалидом, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке (5).
Инвалиды в возрасте от трех до шестнадцати лет и сопровождающие их лица (один из родителей, опекуны, попечитель) при направлении в санаторно-курортное учреждение обеспечиваются билетами на проезд к месту лечения инвалида и обратно с 50-процентной скидкой, а сопровождающее лицо, кроме того, — бесплатной путевкой (5). Дети-инвалиды имеют такие же скидки при следовании к месту лечения и обратно железнодорожным, воздушным и междугородным автомобильным транспортом (5).
Определенный ряд льгот имеют матери, воспитывающие детей-инвалидов. По просьбе женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до шестнадцати лет, администрация обязана установить ей неполный рабочий день или неполную рабочую неделю (8; 12) Женщины, имеющие детей-инвалидов в возрасте до шестнадцати лет, могут привлекаться к сверхурочным работам или направляться в командировки только с их согласия (9;12).
Одному из родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, предоставляется один выходной день в месяц с оплатой его в размере дневного заработка за счет средств социального страхования (10, 12). Увольнение с работы женщин, имеющих детей-инвалидов до шестнадцати лет, по инициативе администрации не допускается, кроме случаев полной ликвидации предприятия, учреждения, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством (11, 12).
Матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьми лет, имеют право на льготную пенсию по достижении 50 лет и общем трудовом стаже не менее пятнадцати лет (13).
Помимо указанных льгот, действующих на территории Российской Федерации, существуют региональные льготы, действие которых регулируется на уровне субъектов Российской Федерации. Эти льготы предусмотрены и распространяются только на территории отдельных городов (Москвы, Санкт-Петербурга и др.) или регионов.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
- § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- § 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- РазделIi. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
- Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
- § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- § 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
- § 1. Причины нарушений слуха
- § 2. Классификации нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- § 1. Младенческий и ранний возраст
- § 2. Дошкольный возраст
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
- § 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
- § 1. Из истории вопроса
- § 2. Ранний возраст
- § 3. Дошкольный возраст
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
- § 1. Образовательные дошкольные учреждения
- § 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
- Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида
- § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- § 2. Условия и формы интеграции
- Раздел 4. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
- § 1. Задачи дошкольного образования
- § 2. Принципы воспитания и обучения
- § 3. Методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- § 1. Организация жизни и деятельности детей
- § 2. Занятия как форма воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
- § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
- § 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
- § 1. Организация психолого-педагогического изучения
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Физическое воспитание
- § 1. Значение физического воспитания дошкольников
- § 2. Задачи физического воспитания
- § 3. Формы и средства физического воспитания
- § 4. Содержание и методы физического воспитания
- Глава 2. Формирование детской деятельности
- § 1. Обучение игровой деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
- § 2. Условия развития речи
- § 3. Основные направления работы по развитию речи
- Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
- § 1. Значение овладения устной речью
- § 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
- Глава 5. Развитие слухового восприятия
- § 1. Значение развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
- Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
- § 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
- § 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
- § 2. Содержание подготовки детей к школе
- Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения
- Глава 1. Умственное развитие
- § 1. Задании содержание умственного развития
- § 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
- § 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
- Глава 2. Социально-личностное развитие
- § 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
- § 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
- § 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
- § 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
- Глава 3. Эстетическое развитие
- § 1. Задачи и условия эстетического развития
- § 2. Организация и содержание эстетического развития
- Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
- Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
- § 1. Задачи работы с родителями
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- § 1. Формы социальной защиты
- § 2. Деятельность общественных организаций
- 1 Inclusive (англ.) — включающий в себя, содержащий.