logo

§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками

Специалистам, работающим с глухими и слабослышащими дош­кольниками, необходимо владеть знаниями по различным научным дисциплинам, с которыми тесно взаимосвязана дошкольная сурдо­педагогика. Среди них можно выделить несколько блоков научных дисциплин.

Прежде всего это медико-биологические дисциплины. Естест­венно-научной психофизиологической основой дошкольной сурдо­педагогики являются данные физиологии, учения о высшей нервной деятельности человека о закономерностях формирования условно-рефлекторных связей, деятельности различных анализаторов и их роли в психическом развитии ребенка (И. М. Сеченов, И. П. Пав­лов, П. К. Анохин, А. Р. Лурия и др.). Данные отоларингологии, сурдологии, аудиологии содержат не­обходимую для последующей организации обучения информацию о состоянии слуха ребенка: причинах, времени и характере пораже­ния слухового анализатора, степени снижения слуха. Исследования в области детской сурдологии и аудиологии дали возможность опре­делять способы и методы исследования слуха, обосновывать суще­ствующие классификации нарушений слуха у детей (Л. В. Нейман, Ю. Б. Преображенский, Д. И. Тарасов и др.).

Медицинские данные позволяют объективно оценить степень первичного нарушения и определить влияние снижения слуха на другие стороны психического развития, прежде всего на речь и ком­муникативные процессы. Результаты медицинского обследования имеют принципиальное значение для обоснования системы диффе­ренцированного обучения детей с нарушениями слуха, определения методов коррекционной и общеразвивающей работы. При определе­нии содержания работы по развитию слухового восприятия, форми­рованию речи и совершенствованию ее произносительной стороны информация о состоянии слуха ребенка (наряду с другими данными) имеет очень большое значение.

Достижения в области оториноларингологии и сурдологии, аудио-логического исследования слуха сделали возможным раннее выяв­ление и диагностику нарушений слуха, что определило возможности медицинской, сурдотехнической и педагогической помощи детям в оптимально ранние сроки. В последние десятилетия значительно расширились возможности медикаментозного лечения некоторых нарушений слуха, появились возможности оперативного вмеша­тельства для улучшения слухового восприятия (кохлеарная им­плантация).

Важнейшее значение для коррекции нарушений слуха имеет использование сурдотехнических средств индивидуального и кол­лективного назначения.

С развитием сурдотехники связано совершенствование слуховых аппаратов, средств визуального и тактильно-вибрационного конт­роля, что делает возможной более полноценную адаптацию и ори­ентировку плохослышащих детей в окружающем мире, усиливает эффективность работы по развитию слуха и речи, положительно отражается на личностном развитии дошкольников.

Дошкольная сурдопедагогика также связана с невропатологией и психопатологией. Данные этих отраслей медицины важны для дифференциальной диагностики нарушений слуха, уточнения ха­рактера первичных и вторичных отклонений в развитии плохо-слышащего ребенка. Некоторые глухие и слабослышащие дети по­мимо снижения слуха имеют и другие нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы. Может наблюдаться задержка психического развития, умственная отста­лость, поведенческие и эмоциональные нарушения, детский цереб­ральный паралич и др. Диагностика таких комбинированных нару­шений возможна только в результате совместных усилий сурдолога и психоневролога.

Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с общей, дошкольной и специальной психологией. Важное значение приобретает знание педагогами закономерностей психического развития человека. Для сурдопедагогики особое значение имеют данные о формировании по­знавательных процессов, в частности теория слухового восприятия.

Для правильной организации педагогического процесса, пони­мания общего и специфического, определяемого снижением слу­ха в развитии ребенка, необходимо понимание закономерностей психического развития дошкольников. Исследования Л. С. Выгот­ского, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина и др. по­зволяют определить основные направления развития ребенка с нормальным и нарушенным слухом, разработать методы общеразвивающей работы.

Дошкольная сурдопедагогика широко использует данные сурдопсихологии. В отечественной сурдопсихологии накоплены много­численные сведения об общем и специфическом в развитии детей с нарушениями слуха школьного и дошкольного возраста (Р. М. Бос-кис, Т. А. Власова, А. А. Катаева, И. М. Соловьев, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.). Знание психологических особенностей развития детей с нарушениями слуха имеет важное значение при решении про­блем дифференцированного обучения, повышении качества обра­зовательного воздействия. Понимание своеобразия развития ребен­ка со сниженным слухом позволяет педагогам определять адекватные возрасту и уровню речевого развития методы психолого-педаго­гического изучения детей раннего и дошкольного возраста, выявлять потенциальные возможности в развитии, организовывать целена­правленную общеразвивающую и коррекционную работу.

Дошкольная сурдопедагогика тесно взаимодействует со смеж­ными педагогическими дисциплинами — общей и дошкольной педагогикой, школьной сурдопедагогикой. Наиболее тесные внут­рисистемные связи существуют между дошкольной и школьной сурдопедагогикой. Это касается прежде всего определения единых принципов коррекционного обучения глухих и слабослышащих де­тей, представленных в работах Р. М. Боскис, С. А. Зыкова, Т. С. Зы­ковой, К. Г. Коровина, Л. П. Носковой и др. Важное значение в до­школьной сурдопедагогике придается преемственности в методике обучения языку, методиках развития слухового восприятия и обу­чению произношению с учетом школьного этапа обучения глухих и слабослышащих детей.

В дошкольной сурдопедагогике учитываются достижения других отраслей специальной педагогики — логопедии, олигофренопедаго­гики, тифлопедагогики.

Дошкольная сурдопедагогика тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Знание закономерностей усвоения норм речи ребенком имеет важное значение при прогнозировании путей речевого развития плохослышащих детей. При изучении осо­бенностей формирования речи, моделировании системы обучения языку глухих и слабослышащих детей используются данные пси­холингвистики, в частности модели порождения речевого выска­зывания, разрабатываемые в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, А. А. Леонтьева, Н. И. Жинкина, Т. В. Ахутиной и др. Психолинг­вистический подход дает возможность определения механизмов рс чевого нарушения при снижении слуха, уточнения его структуры. Понимание закономерностей строения языка как системы позволя­ет учесть различные типы языковых связей в процессе обучения, сформировать их в процессе речевого общения детей с нарушени­ями слуха.