logo

§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения

Занятия — одна из основных форм воспитания и обучения как

в массовых, так и в специальных дошкольных учреждениях. Для них отведено место в режиме дня, определено программное содер­жание. В дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слу­ха проводятся занятия фронтальные (с группой детей), с подгруп­пой детей, индивидуальные. Каждая из указанных форм занятий имеет большое общеразвивающее и коррекционное значение. В пос­ледние годы занятия как форма воспитания и обучения претерпе­ли значительные изменения, формы их организации стали более гибкими и вариативными, однако и в настоящее время они остают­ся одной из основных форм обучения.

Групповые занятия. Такие занятия играют ведущую роль в коррекционно-воспитательной и образовательной работе на всех эта­пах обучения детей. Фронтальные занятия проводятся с группой из 6—8 детей воспитателями и сурдопедагогами. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, про­водится систематическая коррекционная работа. На групповые за­нятия выносится материал, который доступен всем детям, поэтому фронтальные занятия организуются с детьми с приблизительно одинаковым уровнем развития.

В процессе коллективных занятий у детей формируются позна­вательные интересы, развиваются внимание, сосредоточенность. Совместная работа на занятиях оказывает положительное влияние на формирование межличностных отношений, умение общаться друг с другом, выполнять сообща коллективные задания, сотрудни­чать друг с другом. В ходе совместного рисования, строительства, изготовления поделок и др. возникают совместные переживания, желание помочь товарищу, создается возможность для проявления смекалки, инициативности, что положительно отражается на лич­ностном развитии ребенка.

Важное значение имеют организованные занятия в плане форми­рования предпосылок учебной деятельности: у детей формируется интерес к учению в школе, развиваются волевые процессы, появля­ется чувство ответственности, организованности.

В соответствии с учебным планом в дошкольных учреждениях воспитатели проводят фронтальные занятия по физическому воспи­танию (при отсутствии инструктора по физическому воспитанию), труду, игре, изобразительной деятельности и конструированию, оз­накомлению с окружающим миром. Сурдопедагог проводит занятия по развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению про­изношению, формированию элементарных математических представ­лений. Музыкальный руководитель организует музыкальные занятия. Обучение на занятиях требует от детей раннего и дошкольного воз­раста значительного умственного и физического напряжения, так как связано с активной деятельностью, концентрацией произвольного внимания, прежде всего зрительного. В связи с этим большое значе­ние имеют определение места занятий в режиме дня, их продолжи­тельность, чередование статических и двигательных нагрузок.

Количество занятий по каждому разделу и их длительность регу­лируется программой. Длительность фронтального занятия в груп­пе детей преддошкольного возраста не должна превышать 20 мин, в младшей и средней — 25—30 мин, в старшей и подготовитель­ной — 35—40 мин. Каждый день с группой детей проводится не­сколько воспитательских и педагогических занятий в утренний и вечерний отрезки времени. Наиболее целесообразно проведение за­нятий в первой половине дня. В это время дети лучше переносят умственную нагрузку. В первой половине дня в преддошкольной и младшей группах проводится одно фронтальное занятие сурдопе­дагога и одно — воспитателя, в средней—старшей—подготовитель­ной — два фронтальных занятия сурдопедагога и одно — воспита­теля. В послеобеденный период проводятся занятия воспитателя.

При составлении расписания занятий важно учитывать уровень работоспособности детей. В связи с этим большая нагрузка при­ходится на середину недели — вторник, среду, четверг. Занятия, требующие активной мыслительной деятельности детей, ставят на первое место (развитие речи, развитие слухового восприятия и обучение произношению, формирование элементарных математи­ческих представлений), а занятия, требующие большей двигатель­ной и эмоциональной активности (игра, рисование, музыкальные, физкультурные), проводятся вторыми. Особенно важно это учи­тывать при составлении расписания в группах детей преддошкольного возраста, а также в группах для детей со сложной структурой нарушений развития.

При организации послеобеденных занятий также важно чередо­вать занятия с различной двигательной нагрузкой, например рисо­вание и музыкальное занятие. Для детей со сложной структурой на­рушений в зимний период занятия могут чередоваться с прогулкой..

Организация групповых занятий. Проведение фронтальных за­нятий прежде всего требует соблюдения ряда гигиенических норм: проветренного помещения, подобранной в соответствии с ростом де­тей мебели, правильного освещения. Педагогам необходимо следить за позой каждого ребенка, так как длительное сидение за столом в неправильной позе может привести к искривлению позвоночника. Чтобы избежать утомления, необходимо в течение занятия менять характер деятельности детей, включать двигательные упражнения (например, подвижные игры, физ.минутки, фонетическую ритмику).

Содержание и организация каждого занятия должны быть тща­тельно продуманы, чтобы они были интересны детям и не вызыва­ли утомления. Как правило, фронтальные занятия имеют следующие этапы: организационный момент, основную и заключительную часть. Каждый этап требует тщательной подготовки, учета интересов детей, представлений по данной теме, уровня речевого развития.

В ходе организации вступительной части занятия педагог созда­ет установку на готовность к занятию, активизирует внимание де­тей. Чтобы занятие прошло успешно, важно вызвать интерес к пред­стоящей деятельности, используя различные приемы, чаще всего игровые. Для создания интереса у малышей, концентрации их вни­мания используются сюрпризные моменты, связанные с неожидан­ностью, загадочностью. Сюрпризные моменты в младшей—средней группах связаны с появлением красивых кукол, животных, исполь­зованием игрушек би-ба-бо, кукольного театра. Важное значение имеет речевое сопровождение вступительной части занятия. В этой части занятия педагог привлекает внимание к своей речи, ориенти­рует на понимание предлагаемых инструкций и вопросов. Во всту­пительной части занятия в старших группах педагоги беседуют с детьми, ориентируют на тему занятия, уточняют значения некото­рых слов. Педагоги не просто сообщают тему занятия, а учат детей понимать последовательность деятельности. Например, во вводной части занятия по рисованию на тему «Осень» воспитатель задает ряд вопросов: «Какое сейчас время года?», «Куда мы с вами вчера ходи­ли?», «Что мы видели в парке?», «Какие бывают листья осенью?», «Что такое листопад?» и др. Затем воспитатель сообщает детям, что сначала дети будут рисовать разноцветные листья, а потом сдела­ют большую картину (панно).

Основная часть занятия, как правило, включает различные мето­ды и приемы, направленные на сообщение детям новых знаний, за­крепление и уточнение старых, самостоятельную работу детей, связанную с усвоением нового материала. Как правило, основная часть занятия включает 2—4 вида работы, требующих от детей различного уровня самостоятельности. Например, на занятии по ознакомлению с окружающим дети знакомятся с профессией повара. Используют­ся беседа, связанная с предыдущими наблюдениями, рассматрива­ние картинок и уточнение действий повара и названий необходи­мых ему атрибутов, дидактическая игра. На занятии по развитию речи по аналогичной тематике дети составляют рассказ по серии из четырех картинок, читают его хором и индивидуально, составляют предложения из разрезного текста и записывают их в тетрадь, дают поручения друг другу. В основной части занятий дети испытывают значительную нагрузку, поэтому виды работы должны чередовать­ся. На смену приемам, где от детей требуется повторение материа­ла за взрослым, действия по показу или образцу, должны прийти такие, где дети работают самостоятельно, в которых используется интересная детям деятельность: игра, рисование, действия с пред­метами и др.

Так как дети с нарушениями слуха воспринимают материал на зрительной основе, необходимо тщательно подбирать различные виды наглядности: предметы, игрушки, картинки, муляжи, исполь­зовать просмотр слайдов, мультфильмов, учебных фильмов. Речевой материал, используемый педагогом, заранее тщательно продумывается с точки зрения использования различных речевых конструкций и форм их предъявления детям (устно, письменно, на слух, устно-дактильно), способов воспроизведения детьми.

На занятии педагог предъявляет дифференцированные требова­ния к детям с различным уровнем развития, особое внимание уде­ляет детям с трудностями в обучении, у которых темп деятельно­сти ниже, им требуется индивидуальная помощь педагога. Так как число детей в группах невелико (шесть-восемь), воспитатель и сурдопедагог могут контролировать деятельность каждого ребенка, включать его в выполнение заданий.

В зависимости от программных задач определяется структура за­нятий. Новый, более сложный материал, как правило, предполагаю­щий более высокий уровень произвольного внимания, предлагается в начальной части занятия, а затем следуют игры и упражнения, на­правленные на повторение и закрепление.

В заключительной части занятия педагог подводит итоги занятия: уточняет, чем занимались дети, оценивает участие каждого ребенка От правильной оценки его деятельности зависит желание занимать ся, интерес к занятиям. Для детей преддошкольной, младшей групп оценка деятельности носит более обобщенный характер: «Оля моло­дец. Занималась хорош®». Для детей более старшего возраста подве­дение итогов носит более развернутый характер, приобретает форму беседы: «Что вы делали на занятии?» — «Читали, слушали, писали». «О чем мы говорили?» — «О домашних животных». — «Что вы уз­нали о домашних животных?» — «Домашние животные живут дома, помогают людям». Оценка деятельности носит более конкретный характер, связана с активностью ребенка в выполнении заданий, их результатами.

Поощрения заслуживает также и активная речевая деятельность детей. При подведении итогов не следует ругать детей за плохое качество речи: негативная оценка речи ребенка может вызвать уход от общения, боязнь речи. Может оцениваться поведение ребенка, но не его речь: «Алеша шалил, был невнимательный». В конце фрон­тального занятия должна быть оценена деятельность каждого ре­бенка.

В итоговой части занятия возможно не только подведение итогов, но и сообщение о предстоящей деятельности: «Сегодня мы читали рассказ, а завтра будем делать книгу».

При систематической оценке деятельности детей у них форми­руется внимание к оценке педагога, правильное отношение к заме­чаниям, умение замечать свои ошибки и ошибки других детей.

Подготовка педагога к занятиям. Качество проведения занятия и его результаты в значительной степени зависят от подготовки к нему. Содержание подготовки воспитателя и сурдопедагога заклю­чается в планировании занятия, подготовке оборудования, проведе­нии предварительной работы с детьми, отборе речевого материала.

Как правило, сурдопедагоги и воспитатели при перспективном планировании намечают систему занятий по определенной теме, определяют программное содержание, виды работы, подбирают ре­чевой материал. Поэтому, планируя конкретное занятие, педагог определяет его место в системе занятий, конкретизирует его про­граммное содержание и задачи (образовательные, воспитательные, коррекционные). Некоторые занятия предполагают проведение предварительной работы, которая может быть проведена в быту, в процессе наблюдений на прогулках, экскурсиях. Часто проведение такой подготовительной работы требует совместного участия вос­питателя и сурдопедагога. Например, перед проведением занятия по развитию речи по теме «Транспорт» необходимо проведение экс­курсии, уточнение особенностей различных транспортных средств на занятиях по ознакомлению с окружающим.

Оборудование групповых занятий включает демонстрационный и раздаточный материал. Условия проведения занятий с глухими и слабослышащими дошкольниками требуют тщательного подбора дидактического материала с точки зрения его развивающего и обу­чающего эффекта, а также и со стороны его оформления. Маловы­разительные мелкие картинки не дают возможности полноценно воспринимать изображение, выделять его части. Некоторые посо­бия имеются в готовом виде, однако часть пособий педагоги изго­тавливают сами. К изготовлению других, например игрушек для проведения сюжетно-ролевых и дидактических игр, можно привлечь старших детей. В изготовлении некоторых пособий могут принять участие желающие родители.

Педагоги продумывают структуру занятия и методические при­емы. Так, на занятии в старшей группе по развитию речи (тема «Вре­мена года») длительностью 30 мин может быть выделено 5 мин на организацию занятия, 20 мин — на основную часть занятия, в тече­ние которой может быть проведена беседа, чтение текста, рисова­ние по тексту. В заключительной части, на которую может быть отведено примерно 3—.5 мин, подводятся итоги занятия, педагог сообщает, что дети будут делать после окончания занятия.

Большой тщательности требует отбор речевого материала к за­нятию. Прежде всего педагог анализирует, какие слова и фразы по данной теме есть в словаре детей, и требуют повторения и конкре­тизации. Важно правильно определить количество новых слов и уровень их предъявления и усвоения детьми на занятии. Необхо­димо подобрать фразы с новыми словами, которые будут исполь­зоваться в процессе общения педагога и детей. На занятии по ри­сованию в теме «Осень» воспитатель уточняет понимание детьми слов и фраз: «Осень наступила. Небо серое. Птицы улетают на юг. В парке листопад. С деревьев падают красные, желтые, оранжевые, коричневые листья». На этом занятии педагог уточняет значения слов «юг», «листопад», вводит новое слово «разноцветные». Рече­вой материал предлагается устно, текст также фиксируется на таб­личках, так он будет служить основой для рисования по представ­лению. Подготавливая план занятия, педагог обязательно отмечает, какие слова и фразы будут зафиксированы на табличках или напи­саны на доске, либо воспроизведены устно-дактильно (в детском саду для глухих), какая часть речевого материала будет дана за экраном, для восприятия на слух. Точно так же педагог продумы­вает требования к речи детей: какую часть материала дети должны говорить устно при условии соблюдения требований программы по обучению произношению, какие слова и фразы глухие дети должны воспроизводить устно-дактильно.

Анализ занятия. В педагогической деятельности важно не толь­ко умение грамотно проводить занятия, но и анализировать заня­тия других педагогов, что свидетельствует о педагогической грамот­ности. Анализ занятий необходим для изучения и обобщения педа­гогического опыта. Общий анализ занятия может проходить при­мерно по приведенному плану.

  1. Тема занятия, его место в системе занятий по данной теме. Со­ответствие темы требованиям программы данного года обучения, возрасту детей, уровню психического и слухо-речевого развития.

  2. Цели занятия: образовательные, воспитательные, коррекционные, их соответствие программным требованиям. Реализация целей на занятии.

  3. Оборудование занятия, виды наглядности, способы ее использо­вания, качество оформления дидактического материала. Использова­ние технических средств на занятии. Использование звукоусилива­ющей аппаратуры на занятии, учет требований к ее использованию.

  4. Структура (построение) занятия, связь отдельных этапов. Методические приемы, их вариативность, доступность детям. Ис­пользование игровых приемов.

  5. Интерес детей к теме занятия, их активность, уровень умствен­ной и речевой активности. Понимание материала детьми, качество его усвоения.

  6. Учет индивидуальных особенностей детей, сочетание индиви­дуальной и фронтальной работы.

  7. Речевое развитие детей на занятии. Речевой материал, его объем и структура. Использование различных форм речи (устной, пись­менной, дактильной), учет требований к их использованию на дан­ном этапе обучения. Контроль за речью детей. Речь педагога.

8. Общая оценка деятельности педагога: подготовленность к занятиям, творчество в выборе методических приемов, последовательность в реализации целей занятия, руководство деятельностью детей.

9. Рекомендации.

Занятия с подгруппой детей. Занятия с подгруппами детей в дет­ских садах для глухих или слабослышащих детей - одна из распро­страненных форм обучения. Как правило, подгрупповые занятия проводятся в тех случаях, когда дети в группе имеют значительные различия по возрасту или уровню развития. Если в группе находят­ся глухие дети в возрасте от трех до пяти лет, то педагог может счесть целесообразным выделение двух подгрупп: одна для детей от трех до четырех лет, другая - четырех-пятилетних детей. Другим основанием для выделения подгрупп может явиться значительная разнородность группы по состоянию слуха и речи: например, в од­ной группе для слабослышащих оказались дети со 2-й степенью тугоухости, а также дети с 3—4-й степенью, имеющие различный уровень речевого развития. Поэтому в одной подгруппе могут ока­заться дети, имеющие фразовую речь, в другой - дети с более низ­ким уровнем речевого развития, которые пользуются в общении отдельными словами.

Однако наиболее часто группа детей разделяется на подгруппы в связи с разным уровнем психического развития детей и их обу­чаемостью. В частности, это может произойти при наличии в груп­пе трех-четырех детей со сложной структурой нарушений развития. Такие дети, как правило испытывают значительные трудности в обучении наравне с другими детьми, темп усвоения программного материала ими ниже, результаты обучения значительно отличают­ся от тех, на которые ориентирует программа.

Разделение группы на две подгруппы происходит после проведе­ния тщательного психолого-педагогического изучения детей сурдо­педагогом, воспитателями, психологом, анализа результативности обучения ребенка в группе. При выделении подгруппы детей с труд­ностями в обучении сурдопедагогу и воспитателям необходимо планировать занятия с каждой подгруппой детей, так как темпы обучения детей и качество усвоения материала в данной подгруппе будут значительно отличаться от результатов обучения в другой подгруппе. Выделение подгрупп не должно быть жестким: при ус­ловии достижения определенных результатов ребенок может быть переведен в другую подгруппу. Не следует обозначать подгруппы как «сильную» и «слабую», лучше называть их «первая» и «вторая» подгруппы.

В случае выделения двух подгрупп занятия с ними проводятся параллельно: одна подгруппа детей находится на занятии воспита­теля, другая занимается с сурдопедагогом, затем они меняются под­группами.

При организации занятий по подгруппам необходимо соблюдать те же требования к организации, которые существуют применитель­но к фронтальным занятиям.

Индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия по разви­тию слухового восприятия и обучению произношению проводятся во всех возрастных группах. На этих занятиях осуществляются фор­мирование и коррекция произношения детей, развитие речевого слуха. Индивидуальные занятия имеют продолжительность 20 мин. Половина занятия посвящается развитию слухового восприятия, а половина — обучению произношению. Однако деление это носит условный характер, потому что в процессе развития слухового вос­приятия идет работа по коррекции произношения, а в процессе ра­боты над произношением отдельные компоненты могут быть выде­лены на слух. Например, при работе над словесным ударением слова могут быть предъявлены на слух для определения ребенком места ударения в слове. Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся каждый день при наполняемости группы шесть детей; при условии большей наполняемости сурдопедагог составляет рас­писание индивидуальных занятий.

При планировании и организации индивидуальных занятий ве­дущими критериями отбора программного материала оказываются состояние слуха и речи ребенка, его индивидуальные особенности. Индивидуальные занятия проводятся с использованием звукоуси­ливающей аппаратуры стационарного типа и индивидуальных слу­ховых аппаратов. На них также могут использоваться и другие тех­нические средства: компьютерные программы «Видимая речь» и др. Как и на фронтальных и подгрупповых занятиях, педагог заранее планирует занятие, подготавливает дидактический материал, пото­му что интересные и разнообразные методические приемы способ­ствуют лучшему овладению программным материалом.

В группах для детей со сложной структурой нарушений развития задачи индивидуальных занятий другие: на них проводится работа по различным разделам программы — развитию речи, формиро­ванию элементарных математических представлений, а также по обучению произношению и развитию слухового восприятия. Это связано с тем, что результативность групповых или подгрупповых занятий для некоторых детей со сложным дефектом невысока. Ин­дивидуальные занятия являются основной формой обучения. В таких случаях сурдопедагог планирует предъявление ребенку того материала, который не усвоен им на фронтальных занятиях.