logo

§ 1. Звуки окружающего мира

Психическое развитие ребенка происходит прежде всего в про­цессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связа­но с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обо­няния, осязания. Восприятие окружающего посредством слуха дает возможность «озвучить» происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения. Основ­ной особенностью слуха является отражение внешнего мира в фор­ме звуковых образов.

Все воспринимаемые человеком звуки делятся на шумы и музы­кальные звуки. Однако между шумами и музыкальными звуками нет резкого различия, так как акустическая часть шума носит ярко выраженный музыкальный характер, а музыкальные звуки включа­ют различные шумы. В звуках человеческой речи также представ­лены как шумы, так и музыкальные звуки. Звуковой образ содер­жит три параметра, связанных с объективными характеристиками звука: громкость (соответствует интенсивности), высоту (соответ­ствует частоте) и тембр, или окраску (соответствует структуре зву­кового спектра) для звуков сложного состава. Звуки окружающего мира никогда не имеют статической структуры. Поэтому для зву­кового образа характерна его динамическая структура, определяе­мая изменением и взаимосвязью громкостных, высотных и тембро­вых признаков во времени.

Мир звуков отличается огромным разнообразием. В нем можно выделить несколько групп звуков с общими признаками и принци­пами восприятия: природные звуки, технические звуки (звуки тех­нических объектов), речевые и музыкальные.

К природным звукам относят натуральные звуки природы (зву­ки грома, шелест деревьев, треск сучьев и др.) и звуки, издаваемые животными. Звуки природной среды несут нам прежде всего ин­формацию о ее состоянии. Природные звуки обеспечивают возмож­ность ориентирования человека в окружающем мире. Информация, заключенная в природных звуках, оказывается весьма важной, хотя эти звуки и не выполняют коммуникативной нагрузки.

К техническим звукам относятся звуки различных технических средств, которые являются результатом деятельности человека. Человек широко пользуется звуками, специально созданными для передачи особо важной информации: сигналами тревога, внимания, предупреждения (звонки, зуммеры, сирены).

Как природные, так и технические звуки дают информацию о по­ложении в пространстве объектов природы и технических устройств. Весь комплекс звуков данных групп обеспечивает адекватное пред­ставление человека об окружающей действительности и правильное ориентирование в пространстве.

Особую группу составляют речевые звуки, которые несут в ос­новном коммуникативную нагрузку. Звуковой сигнал является одним из основных носителей информации в общении людей. В процессе социального развития человечества сложилась система звуковых кодов языка, которую называют фонематической. Именно она организует воспринимаемые человеком звуки в сложную сис­тему восприятия устной речи. Фонемы — образцы звуков, от кото­рых зависит смысл слышимых слов. Фонемы являются сенсорны­ми эталонами слухового восприятия речи. Звуковые признаки, имеющие смыслоразличительное значение, например в русском языке признаки глухости-звонкости, твердости-мягкости фонем, называют фонематическими. Овладение объективной фонетичес­кой системой и является условием, организующим слух человека и обеспечивающим восприятие звуковой речи. В речевых звуках также одновременно отражены звуковые признаки, выражающие настроение говорящего, его отношение к воспринимаемому выска­зыванию, отношение к собеседнику. Интонационные, громкостные оттенки речи, характерные задержки, изменение темпа, логическое ударение — все это лежит в основе сопровождающих речь эмоций.

Другой объективной звуковой системой, выработанной человече­ством, является ритмико-мелодическая, или музыкальная, система кодов. Система ритмико-мелодическая, определяющая музыкальный слух, состоит из двух основных компонентов. Один из них — звуко-высотные отношения, позволяющие складывать звуки в аккорды и формировать последовательные ряды звуковых соотношений, вхо­дящих в состав мелодий. Вторым компонентом являются ритмичес­кие, или прозодические, отношения правильных чередований дли­тельностей отдельных звуков и интервалов между ними. Эти отношения помогают создать сложные ритмические узоры даже из звуков одной частоты. Основной функцией музыкального слуха яв­ляется выделение существенных звуко-высотных и ритмических отношений, синтез их в мелодические структуры, создание соответ­ственных звуковых моделей, выражающих определенное эмоцио­нальное состояние, и сохранение этих ритмико-мелодических систем.