logo

§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

Успех в воспитании и обучении дошкольников с нарушенным слухом в значительной степени зависит от профессиональной ком­петенции и личностных качеств сурдопедагога. Специалист-сурдо­педагог должен понимать свое профессиональное назначение как оказание разносторонней коррекционно-педагогической помощи детям с нарушениями слуха, следствием которой может быть вы­сокий уровень их реабилитации и интеграции в среду нормально слышащих людей. Наряду с профессиональными знаниями важное значение имеют личностные качества сурдопедагога, которые опре­деляют стиль отношений с детьми, родителями, другими сотрудни­ками дошкольного учреждения, формируют его авторитет. Среди качеств личности сурдопедагога к важнейшим можно отнести лю­бовь к детям и желание помочь им, чувство сострадания к родите­лям больного ребенка, желание и умение не только оказать им про­фессиональную помощь, но и поддержать их, проявить гуманность и добросердечие. Важными качествами личности сурдопедагога явля­ются глубокий интерес к своей профессии, наличие познавательных педагогических интересов.

Сурдопедагог должен обладать высоким уровнем профессиональ­ной подготовки, что предполагает как хорошее владение профессио­нальными знаниями, так и высокий уровень общего гуманитарного образования. В силу своей профессиональной подготовки (высшее дефектологическое образование по специальности «сурдопедагоги­ка» или «коррекционная дошкольная педагогика») сурдопедагог воз­главляет небольшой педагогический коллектив группы, куда поми­мо него входят два или три воспитателя, музыкальный руководитель. От личностных качеств и профессиональной компетенции сурдопе­дагога в значительной степени зависит отношение всех членов кол­лектива к детям, понимание задач и направленности развивающей и коррекционной работы, взаимосвязь с родителями.

Сурдопедагог в полной мере отвечает за уровень коррекционно-воспитательной работы в группе, с которой он, как правило, работа­ет несколько лет. Основная работа осуществляется им в процессе проведения фронтальных и индивидуальных занятий по трем разде­лам программы: развитию речи, развитию слухового восприятия и обучению произношению, формированию элементарных математи­ческих представлений. Он также осуществляет развивающую и коррекционную работу с детьми в их свободной деятельности, при про­ведении режимных моментов.

Для осуществления профессиональной деятельности сурдопеда­гог должен знать:

Сурдопедагогу необходимо уметь организовать психолого-педаго­гическое изучение ребенка с нарушенным слухом: провести провер­ку состояния его слуха; речи; выявить уровень развития познаватель­ной деятельности, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы, характерологические особенности. Особое значение имеет владение методами и приемами развивающей и коррекционной ра­боты. Первостепенное значение приобретает знание сурдопедагогом специальных методик формирования речи, развития слухового вос­приятия, обучения произношению, умение использовать их в рабо­те с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста. Важ­но уметь грамотно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными слуховыми аппа­ратами, а также техническими средствами обучения, в том числе и компьютерными программами, направленными как на обогащение общего и речевого развития детей, так и на специальную работу над произношением («Видимая речь» и др.).

Успех в решении этих задач предполагает широкую ориентиров­ку сурдопедагога в современной литературе по сурдопедагогике, сурдопсихологии, дошкольной педагогике. Знания в области дости­жений медицинских наук (аудиологии, сурдологии и др.), техничес­ких достижений (сурдотехника) позволят поддерживать связь в работе с врачами, техниками, грамотно вести работу с родителями, правильно ориентировать их в современных методах лечения, слу­хопротезирования, обучения детей.

Необходимый компонент профессиональной подготовленности сурдопедагога — знание различных программ воспитания и обуче­ния детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста. Сурдопедагог должен быть осведомлен в современных концепци­ях дошкольного образования, знать основные программы воспита­ния детей в массовых детских садах, при необходимости уметь ис­пользовать развивающие технологии в работе с детьми, имеющими нарушения слуха.

Сурдопедагогу необходимо знать систему школьного обучения, содержание и формы организации обучения в школе для неслыша-щих и в школе для слабослышащих и позднооглохших детей, прояв­лять осведомленность в программах обучения для начальной школы каждой из указанных категорий детей.

Для деятельности сурдопедагога важно систематически знако­миться с учебно-методической литературой по вопросам воспита­ния и обучения глухих и слабослышащих детей разного возраста, новинками детской литературы, которые могут использоваться в работе с детьми в дошкольном учреждении и дома.

Сурдопедагог должен хорошо понимать социальное положение лиц с нарушениями слуха разного возраста, знать законодательные документы, направленные на социальную поддержку детей-инвали­дов, уметь правильно раскрыть их суть; знать важнейшие междуна­родные организации, обеспечивающие поддержку и социальную защиту глухих и слабослышащих детей.