logo

§ 1. Значение физического воспитания дошкольников

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — на­ходится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их ак­тивность, повышает работоспособность, становится базой для ус­пешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы.

Исследования физического и моторного развития детей ранне­го и дошкольного возраста с нарушениями слуха (Р. Д. Бабенкова, А. А. Катаева, А. А. Коржова, Н. A. Pay, Л. В. Рябова, Г. В. Трофи­мова и др.) выявили некоторые особенности, обусловленные снижением слуха и нарушением деятельности вестибулярного аппара­та, возникшим в результате тяжелых заболеваний, перенесенных детьми. У слабослышащих и глухих детей с рано приобретенными или врожденными недостатками слуха статические и локомоторные функции отстают в своем развитии. На первом году жизни у глу­хих детей отмечается отставание в сроках удержания головы, более позднее овладение ходьбой, однако задержка прямостояния компен­сируется к одному году и двум-четырем месяцам.

Наиболее заметны недостатки моторного развития детей с нару­шениями слуха в преддошкольном и младшем дошкольном возра­сте. Дети часто не владеют тем двигательным опытом, который есть к этому времени у слышащих детей: не умеют бегать, прыгать, ла­зать, производить простейшие движения по подражанию взрослым. Сформированные движения характеризуются некоторыми особен­ностями, которые проявляются в нарушении координации, ориен­тировки в пространстве, боязни высоты, замедленности и скован­ности движений. Наибольшее своеобразие в развитии двигательных качеств у дошкольников с нарушениями слуха отмечается в уров­нях скоростных качеств и равновесия. Так, по данным А. А. Коржовой (1990), слабослышащие дети трехлетнего возраста не выполня­ют задания на сохранение статического равновесия, с которыми справляются их слышащие сверстники. Хотя в дошкольном возра­сте у детей с нарушениями слуха начинается процесс улучшения состояния равновесия, резких изменений не происходит. Глухие дети по показателям качества равновесия уступают не только слы­шащим, но и слепым, слабовидящим и умственно отсталым детям.

Многим детям присущи нарушения мелкой моторики (движений пальцев, артикуляционного аппарата), что отражается в дальней­шем на формировании разных видов детской деятельности. Так как у детей нарушен контроль за движениями со стороны слухового анализатора, то при выполнении многих движений, в том числе и бытовых, дети производят излишний шум, неритмичные и замед­ленные движения. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, некоординированных и неловких движениях. Наблюдает­ся асимметрия шагов, пошатывания корпуса, повышенная резкость движений. Отсутствие словесного общения в процессе формирова­ния движений также является одной из причин, снижающих каче­ство движений.

Среди детей с нарушениями слуха выделяются те, у кого есть ос­таточные явления ДЦП, что связано с параличами и парезами туло­вища, резко ограничивающими передвижение детей в пространстве.

Отрицательное влияние на моторное развитие дошкольников с нарушениями слуха оказывает большой объем статических нагру­зок, связанный с множеством занятий в детском саду и дома. Гипо­динамия, по мнению Г. В. Трофимовой, является одной из причин недостаточного развития некоторых двигательных качеств, вызы­вает и усугубляет нарушения осанки, плоскостопие у глухих и сла­бослышащих дошкольников.

Физическое развитие глухих и слабослышащих дошкольников также имеет некоторое своеобразие, причинами которого являются перенесенные ребенком заболевания, соматическая ослабленность. У этих детей отмечаются более низкие по сравнению со слышащи­ми ребятами показатели роста, массы тела, окружности грудной клетки (А. А. Коржова, Г. В. Трофимова). Для дошкольников с на­рушенным слухом характерны мышечная слабость, снижение тону­са мышц, вегетативные расстройства. В группе детей с нарушения­ми слуха отмечаются большие индивидуальные различия внутри одной возрастной группы. Вместе с тем в физическом и моторном развитии таких дошкольников отмечаются тенденции, характерные для слышащих детей.