logo

§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности

Задачи формирования элементарной трудовой деятельности

В дошкольном возрасте важное значение имеет формирование элементарной трудовой деятельности, так как в ней развиваются потребность трудиться, трудолюбие, ответственность и другие важ­ные качества личности. Глухие и слабослышащие дети, поступающие в дошкольные учреждения, как правда не владеют элементарными навыками само­обслуживания, оказываются беспомощными в различных бытовых ситуациях,- В некоторой степени, то связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обуслов­лено повышенной опекой их со стороны родителей: стремлением заменить (вследствие трудностей общения) доступные ребенку дей­ствия по самообслуживанию собственными. При правильной орга­низации трудовой деятельности дошкольников она может иметь до­статочно развитые формы, быть средством всестороннего развития детей с нарушениями слуха.

Среди главных задач рудового воспитания детей с нарушения­ми слуха следует отметить, во-первых, воспитание трудолюбия, потребности в труде, создание психологической и практической го­товности к труду. В связи с этим важно формировать мотивацию трудовой деятельности детей, развивать интерес к разным формам труда, помощи старшим.

Во-вторых, очень важны развитие трудовых умений детей, овла­дение элементарной культурой труда. В зависимости от возраста у детей формируются культурно-гигиенические умения, связанные с трудом по самообслуживанию, хозяйственно-бытовым трудом, тру­дом в природе, у старших детей складываются некоторые умения по ручному труду. именно развитие трудовых умений предполагает овладение элементарной культурой труда, в которую входят: пони­мание цели действий, правильный отбор материалов и инструмен­тов с умением ими пользоваться, осуществление действий в опре­деленной последовательности, оценка результатов труда

В-третьих, большое значение имеют ознакомление детей с тру­дом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Все эти задачи способствуют становлению компонентов трудовой деятель­ности: формированию мотивов и целей труда, определению объек­тов и характера труда, правильному отбору инструментов и мате­риалов, становлению трудовой деятельности, умению оценить ее результаты.

"Общественно-социальное значение труда детей с нарушениями слуха связано с его воспитательным воздействием на личности. В труде формируются умение сотрудничать с детьми и взрослыми, привычка к трудовым усилиям и доведению дела до конца, настойчивость, само­стоятельность, стремление помогать взрослым и детям.

Труд в дошкольном возрасте имеет важное значение для ум­ственного развития детей: в процессе знакомства с назначениями, свойствами и качествами материалов и инструментов, овладения действиями с ними, планирования последовательности операции развиваются восприятие, представления, различные формы мышле­ния и мыслительные операции. В процессе трудового воспитания расширяются и конкретизируются представления детей о жизни и занятиях людей, о пользе и результатах их труда.

Труд также служит средством физического воспитания детей поскольку происходит развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, совершенствуются движения, их координация и согласованность. Важное значение имеет формирование произволь­ности движений в процессе трудовых действий. Достижение трудо­вых целей, их результаты доставляют радость детям, вызывают эмо­циональный отклик.

Для детей с нарушениями слуха условия осуществления трудовой деятельности создают возможности для речевого развития, так как практические действия способствуют усвоению значений слов, необходимых для обозначения инструментов, материалов (картон, ткань, игла); объектов труда (коробочка, закладка); определения последовательности действий (сначала наметим, а потом пришьем пуговицы). В коллективно-трудовой деятельности создаются ус­ловия для общения детей, усвоения основных типов коммуникатив­ных высказываний в связи с выполнением различных практических действий. Дети учатся понимать и выполнять трудовые поручения («Вытри пыль», «Вымой листья», «Собери игрушки»). Начиная со средней группы, они учатся сообщать о выполненных действиях («Я полил цветы», «Я собрала игрушки»).В зависимости от этапа обучения используются разные формы речи: в ясельной и младшей группах — устная и письменная. Начиная со средней группы в дет­ском саду для глухих речевой материал предъявляет устно-дактильная. Для слабослышащих детей речь предъявляется в устной форме.. При необходимости отработки и уточнения значения и струк­туры слов и фраз она подкрепляется письменно.

Содержание и методы формирования элементарной трудовой деятельности

Трудовая деятельность детей генетически связана с предметной и игровой. Несмотря на то, что труд детей младшего дошкольного возраста чаще всего возникает в игре, трудовая деятельность в от­личие от игры является продуктивной, т. е. труд имеет результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей и взрослых. У младших дошкольников подража­ние трудовым действиям взрослых происходит в игре, когда детей привлекает не достижение результата, а непосредственно действие, связанное с игрой.

К старшему дошкольному возрасту трудовая деятельность при­обретает самостоятельное значение. Для детей становятся интерес­ны и доступны мотивы труда, они могут определять цели выполне­ния трудовых действий, владеют способами их достижения. При этом в некоторых случаях труд начинает обслуживать игру: дети изготавливают коврики для продажи их в магазине или для укра­шения квартиры, пекут печенье для угощения гостей и др. К кон­цу дошкольного периода трудовая деятельность полностью обособ­ляется от игры, что является следствием становления основных компонентов трудовой деятельности, овладения ребенком трудовы­ми процессами.

Развитие трудовой деятельности в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха происходит при организации различ­ных режимных моментов, на прогулках, в связи с другими видами детской деятельности, и прежде всего игрой, на специальных заня­тиях, которые предусмотрены учебным планом с младшей группы, а также в семье.

Первым по времени ребенок овладевает самообслуживающим трудом, основной особенностью которого является направлен­ность на себя, а результатом умение обслужить себя. Начиная с преддошкольного возраста детей учат соблюдать правила гиги­ены, самостоятельно есть, одеваться, пользоваться туалетными принадлежностями.

Культурно-гигиенические навыки формируются в течение всего дошкольного периода. Их сформированность является в дальней­шем одним из условий готовности ребенка к школе. Эти навыки развиваются в семье и в детском саду. Приучение детей раннего и дошкольного возраста к самообслуживанию — длительный процесс, требующий со стороны взрослых систематического воспитания на­выков, учета особенностей моторного и познавательного развития детей с нарушениями слуха. Большое значение имеет предъявление одинаковых требований со стороны всех взрослых к умению ребенка следить за собой, обслуживать себя. Особенно важно предъявление одинаковых требований к труду по самообслуживанию как со стороны педагогов, так и в семье, поскольку нередко родители. Испытывая затруднения в общении с ребенком или жалея его, выполняют трудовые действия за ребенка сами.

В процессе формирования навыков самообслуживания на каж­дом этапе обучения дети овладевают приемами самообслуживания в одевании и раздевании, умении следить за чистотой тела и опрят­ностью одежды, приеме пищи и поведении во время еды. Помимо трудовых умений у детей развиваются такие качества, как аккурат­ность, самостоятельность, желание и умение помогать друг другу. Складываются и некоторые коммуникативные умения: обратиться за помощью к взрослым или другом ребенку, поблагодарить, рас­сказать или отчитаться о сделанном.

Хозяйственно-бытовой труд предполагает умение поддерживать порядок в группе и классе, дома, участвовать в организации быто­вых процессов (накрыть на стол, провести уборку в группе, подго­товить класс к занятиям и др.). 0собенностью этого вида труда является его общественная направленность, так как он направлен на удовлетворение потребностей коллектива. Обучение хозяйствен­но-бытовому труду начинается со средней группы осуществляется как посильная помощь воспитателям, сурдопедагогу. Дети по­могают собирать игрушки, подметать пол, накрывать на стол и уби­рать посуду, раздавать дидактический материал перед занятиями и др. Приучают детей к хозяйственно-бытовому труду также дежур­ства в столовой и по подготовке к занятиями)

Труд в природе связан с наличием у детей представлений о рас­тениях и животных, с пониманием необходимости ухода за ними. В условиях детского сада дети учатся кормить животных, чистить их клетки, ухаживать за растениями, расчищать снег, собирать ли­стья и др. В процессе труда В природе дошкольники приобретают навыки обращения с орудиями труда (лопатой, лейкой и т. д.). Труд в природе имеет важное значение для экологического воспитания детей.

Выполнение большей части трудовых поручений, связанных с трудом хозяйственно-бытовым и трудом в природе, воспитывает у детей умение действовать сообща, в коллективе. Воспитатели ис­пользуют совместные формы труда (вдвоем, втроем) для выполне­ния общей работы, помогают определить ее цель, спланировать ход предстоящей работы, распределить обязанности. Надо подчеркнуть, что вместе можно сделать порученное дело быстрее и лучше.

Ручной труд вводится на третьем году обучения. Этот вид труда требует владения ножницами, клеем, бумагой, иглой и другими ин­струментами. Дети на занятиях по ручному труду учатся приемам работы с бумагой, картоном, природными материалами. Они изготав­ливают игрушки, мебель для кукол, флажки для украшения помеще­ния и др. Изготовление различных вещей приучает детей анализи­ровать свойства материалов, способы использования различных инструментов, выделять и сравнивать части предметов, обсуждать последовательность их изготовления, что создает условия для раз­вития восприятия, мышления, образной памяти. Этот вид труда наиболее близок к предметно-практической деятельности в школе глухих, в процессе ручного труда создаются предпосылки для пе­рехода к этому виду уроков.

Основными методами трудового воспитания служат: расчленен­ный показ способов и последовательности выполнения доступных действий, действия совместные и по образцу, по словесной инст­рукции.

Выбор методов в обучении трудовым действиям зависит от возра­ста детей, состояния их моторики, восприятия, внимания. Поэтому важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности до­школьников с нарушениями слуха, используя различные методы и предъявляя дифференцированные требования к уровню сформиро­ванности у детей различных трудовых умений и навыков.

Таким образом, формирование трудовых умений и навыков, связан­ных с разными видами труда (самообслуживание и формирование культурно-гигиенических навыков, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) представляет одно из важных направлений трудового воспитания детей с нарушениями слуха. Другое важное направление — ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к нему и его результатам. Эти два направ­ления трудового воспитания детей реализуются комплексно, так как они тесно связаны.

Ознакомление с трудом взрослых в условиях дошкольного уч­реждения начинается с организации наблюдений за трудом таких близких детям людей, как няня, воспитатель. Воспитатели под­черкивают значение этой работы: «Тетя Оля помыла пол, в группе стало красиво». «Дядя Коля подметает двор, убирает мусор. Кру­гом чисто, красиво». Воспитатели обращают внимание на инстру­менты и предметы, как люди пользуются ими; учат детей подражать действиям взрослых, имитировать их в играх. Организуют экскурсии по детскому саду: на кухню, в медицинский кабинет, в прачечную. Дети знакомятся с поваром, медсестрой, дворником, наблюдают за их действиями. Для обогащения и уточнения материалов наблюдений используются беседы, рассматривание картинок, просмотр диафиль­мов, в процессе которых уточняются названия наиболее простых профессий, характерные действия, необходимые для их выполнения инструменты.

В старшем дошкольном возрасте ознакомление с трудом взрослых носит более систематический характер и связано с расширением представлений детей о занятиях и профессиях людей. Эта работа проводится на экскурсиях, занятиях по ознакомлению с окружа­ющим миром и по развитию речи. Дети знакомятся с такими про­фессиями, как продавец, врач, водитель, строитель, парикмахер, учительница. У ребят формируются представления о деятельно­сти представителей разных профессий, складывается интерес к ним. Этому способствуют беседы, рисование по результатам экскурсий, подготовка альбомов, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр и т. д. Важным средством активизации сформированных представлений и знаний о деятельности представителей разных профессий является организация сюжетно-ролевых игр, в которых дети выступают в различных ролях, что отражает понимание ими деятельности людей. В процессе всей работы по ознакомлению с трудом взрослых педагоги акцентируют внимание на результатах труда, его значимости для людей («Врач вылечил Ваню — он здо­ров». «Шофер быстро привез больного в больницу»). Важно, что­бы система работы по трудовому воспитанию детей формировала у детей желание помогать старшим, выполнять работу быстро и ак­куратно, доводить дело до конца, испытывать радость от работы.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Как разные виды деятельности влияют на психическое развитие ребенка с недостатками слуха?

  2. Как в задачах обучения игровой деятельности глухих и слабослышащих дошкольников отражены особенности их игр?

  3. Какие педагогические условия способствуют развитию игр дошкольни­ков, имеющих нарушения слуха?

  4. Как осуществляется руководство играми детей с нарушениями слуха на разных этапах их воспитания в детском саду?

  5. Посетите занятие по обучению сюжетно-ролевой игре в детском саду для глухих или слабослышащих детей и проанализируйте его с точки зрения ис­пользуемых методов и приемов.

  6. Назовите основные задачи формирования изобразительной деятельнос­ти дошкольников с нарушениями слуха.

  7. Какие методы и приемы в большей степени способствуют развитию твор­ческого отношения ребенка к изобразительной деятельности?

  8. Посетите занятие по рисованию или лепке в детском саду для слабослы­шащих или глухих. Проанализируйте содержание занятия и применяемые в обучении методы.

  9. Как реализуется деятельностный подход к развитию речи дошкольни­ков, имеющих нарушения слуха, в процессе игр, рисования, конструирования, труда?

10. Какова роль трудовой деятельности в развитии детей с нарушениями слуха?

Литература

Ветер А. А. Обучение глухих дошкольников изобразительной деятельно­сти. - М., 1972.

Выгодская Г. Л. Обучение глухих дошкольников сюжетно-ролевым играм. — М, 1975.

Головчиц Л. А. Игра в жизни детей с нарушениями слуха // Дошкольное вос­питание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. — М, 1993.

Катаева А. А. и др. Конструирование и изобразительная деятельность де­тей с нарушениями слуха // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 1972.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение глухих детей дошкольного возраста. — М., 1991.

Программы для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обу­чение слабослышащих детей дошкольного возраста. - М, 1991.

Pay М. Ю. Изобразительная деятельность учащихся с нарушениями слуха (1-3 кл.). - М., 1989.

Эльконин Д. Б. Психология игры. — М, 1978.