logo

§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива

Для успешного решения задач воспитания и обучения глухих и слабослышащих дошкольников важно обеспечить единство в ра­боте педагогического коллектива группы, включающего сурдопе­дагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении: педагога-психолога, музыкального ру­ководителя, инструктора по физическому воспитанию. Эти специа­листы осуществляют разностороннее воспитание детей, в тесном взаимодействии практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Значительная нагрузка в осуществлении воспитательной и коррек­ционной работы в группе связана с деятельностью сурдопедагога. Не менее значима работа воспитателей, которые организуют различные режимные процессы, проводят групповые занятия в утреннее и послеобеденное время по физическому воспитанию, игре, труду, изобразительной деятельности и конструированию, ознакомлению с окружающим миром, участвуют в музыкальных занятиях. Дея­тельность воспитателей направлена на обеспечение физического, познавательного, социального, эстетического развития, является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррек­ционной работы

I к'смотря на важность профессиональной деятельности каждо­го специалиста, педагогический эффект может быть достигнут в результате координации их усилий, так как объектом их общего внимания являются деш~

Прежде всего важно обеспечить взаимосвязь в работе сурдопеда­гога и воспитателей, так как эти сотрудники ежедневно проводят раз­ностороннюю работу с детьми данной групив^ Это взаимодействие реализуется в таких сторонах их деятельности, как организация изу­чения детей группы, тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, перспективное и ежедневное плани­ровапие, взаимопосещения и анализ занятий, проведение комплексных занятий, организация досуга и развлечений детей, работа с родите­лями. К осуществлению работы по этим направлениям также привле­каются музыкальный руководитель, психолог.

Рассмотрим основные направления совместной работы сурдо­педагога и воспитателей. Уже на этапе комплектования группы, до прихода детей в детский сад, сурдопедагог и воспитатели продумы­вают и осуществляют оснащение педагогического процесса дидакти­ческими средствами, создают условия, необходимые для воспитания и обучения детей. С этой целью продумывается рациональное раз­мещение оборудования в классе, оснащение игровых уголков, в за­висимости от возраста детей размещение спортивного, трудового инвентаря. Особое значение придается специальным средствам, необходимым для коррекционной работы:, определяется место ус­тановки стационарной звукоусиливающей аппаратуры, проверяется ее исправность, определяются технические средства для проведе­ния индивидуальных занятий по развитию слухового восприятия и обучению произношению (тренажеры и другие технические средства). Педагоги группы совместно продумывают размещение наборных полотен для табличек и картинок, подбирают демонст­рационный и раздаточный материал,™ различным разделам ра­боты.

Совместное психолого-педагогическое изучение детей предпола­гает участие в его проведении воспитателей, сурдопедагога, психо­лога. Целью первичного обследования является изучение особен­ностей физического и моторного развития детей, уровня развития познавательной деятельности, сформированное™ разных видов детской деятельности, проверка состояния слуха, речи, особеннос­тей личностного развития. Каждый из членов педагогического кол­лектива принимает участие в обследовании ребенка. Сурдопедагог координирует деятельность других специалистов, согласует с ними формы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка (см. главу «Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении »)Гх„

Совместное планирование работы. Взаимодействие в работе сур­допедагога и воспитателей особенно полно проявляется в анализе программ и осуществлении ежедневного и перспективного плани­рования. Прежде веешхшределяются основные задачи воспитания и обучения детей данной возрастной группы и конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику заня­тий, вариативность методов и приемов работы. Обеспечение сквоз­ной тематики по ряду разделов помогает обеспечить усвоение ма­териала в разных видах деятельности, обеспечить связь наглядных и практических методов со словесными. Воспитатель и сурдопеда­гог могут установить тематическую связь между разделами: «Игра», «Изобразительная деятельность», «Ознакомление с окружающим миром», «Развитие речи». Например, тема «Игрушки» в младшей группе предполагает знакомство со свойствами и назначением иг­рушек в процессе ознакомления с окружающим, организацию ди­дактических игр и обыгрывание игрушек на занятиях по игре, уточ­нение свойств, частей игрушек в ходе рисования. На занятиях по развитию речи происходит уточнение значения и структуры слов, обозначающих игрушки; формируются умения воспринимать их слухо-зрительно, глобально различать на табличках, понимать раз­личные конструкции с этими словами и использовать их в общении. Воспитатель использует преимущественно наглядные (демонстра­цию предметов, наблюдения за объектами природы, рассматривание картинок, просмотр мультфильмов и др.) и практические (рисование, лепка, конструирование, обыгрывание игрушек, дидактические игры) методы в сочетании со словесными. Сурдопедагог применяет боль­ше словесные методы (ответы на вопросы, чтение, письмо, состав­ление рассказов, заучивание стихов), которые также сочетаются с наглядными и практическими. В одних случаях сурдопедагог в пла­нировании материала по развитию речи предполагает предваритель­ное проведение занятий воспитателем с целью накопления нагляд­ных представлений («Животные», «Овощи-фрукты», «Растения», «Времена года»), в других — он планирует тематику занятий, кото­рая предполагает продолжение в работе воспитателя. Например, на занятиях по развитию речи сурдопедагогом может быть запланиро­вана работа над чтением и пониманием сказки. В процессе этой работы дети читают сказку, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы. Уместно продолжение работы над сказкой в виде иллю­стрирования фрагментов и создания книжки-самоделки на заняти­ях по рисованию, драматизации сказки на занятиях по игре, органи­зации спектакля по данной сказке для малышей. Как видим, единый тематический и речевой материал усваивается детьми в разных ви­дах деятельности, что формирует мотивацию и интерес к данной те­матике, позволяет обеспечить лучшее усвоение программного мате­риала. Однако преемственность в планировании не означает диктата со стороны сурдопедагога, его желания подчинить решению обуча­ющих задач всю систему планирования.

Важным аспектом работы воспитателей и сурдопедагога являет­ся создание слухо-речевой среды, которая предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требова­ний к речи детей. Сурдопедагог и воспитатели обсуждают единые требования к использованию разных форм речи, осуществляют кон­троль за устной речью детей. Это требует хорошего знания воспита­телями словаря детей, состояния их произносительных навыков. Дефектолог должен учить воспитателей формам контроля за произ­ношением, давать консультации по работе со звукоусиливающей ап­паратурой.

Очень важно всем педагогам группы совместно подобрать рече­вой материал, который будет использоваться в быту, в свободных играх, при организации занятий. Это в основном слова и фразы раз­говорно-обиходного характера: приветствия, извинения, благодар­ность и др. В зависимости от возраста детей и состояния их речи определяется речевой материал, который употребляется в течение квартала в разных видах деятельности. Например, для детей млад­шей группы это слова: «привет», «пока», «спасибо», «хочешь?» «не плачь», «не толкай», «помоги», «надень», «сними» и др. В подгото­вительной группе речевой материал усложняется: «здравствуйте», «до свидания», «извините», «соскучился», «обиделся...». Постоян­ное использование этих слов во взаимодействии взрослых и детей может способствовать включению их в словарь детей_

В ежедневной работе связь сурдопедагога и воспитателей заклю­чается в обсуждении результатов проведения занятий и организа­ции свободной деятельности, взаимопосещениях, проведении ком­плексных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где так­же могут быть объединены усилия всех педагогов.

Одной из форм совместной деятельности сурдопедагога, воспита­телей и музыкального руководителя является организация празд­ников и развлечений. Это и проведение дней рождения детей в груп­пе, организация театрализованных игр, приглашение детей другой группы на постановку сказки. Среди праздников и развлечений большое значение придается проведению утренников, которые тре­буют длительной совместной подготовительной работы музыкаль­ного руководителя, воспитателей и сурдопедагога. Дефектолог и воспитатели принимают участие в разработке сценария, который предлагает музыкальный руководитель, обсуждают его содержа­ние с точки зрения возможностей участия в нем каждого ребен­ка. Сурдопедагог подбирает речевой материал с учетом речевых возможностей детей: загадки, шарады, стихи, заранее отрабатывает их выразительное чтение на индивидуальных занятиях. Воспита­тель готовит подвижные игры, шутки, фокусы, помогает детям разучить танцы и песенки. Совместное участие всех педагогов груп­пы делает праздник для детей и родителей особенно запоминаю­щимся.

Сурдопедагог и воспитатели осуществляют работу с родителями, которую надо вести систематически и целенаправленно. Педагоги группы сообща должны создать у родителей настрой на совместную работу по воспитанию и обучению детей. Прежде всего необходимо узнать состав семьи, взаимоотношения в семье, отношение к ребен­ку, желание родителей участвовать в воспитательной и образователь­ной работе. Важно выяснить наличие в семье лиц с нарушениями слуха, способы общения с ребенком, представления взрослых о воз­можностях ребенка и его дальнейшем развитии. Необходимо устано­вить, как соотносится режим ребенка дома с режимом детского сада, дать родителям необходимые рекомендации.

В дошкольных учреждениях используются различные формы работы с родителями: родительские собрания, круглые столы, кон­сультации, открытые занятия, выставки детских работ, праздники, уголки для родителей и т. д. В их организации принимают участие и учитель-дефектолог, и воспитатели. Они совместно обсуждают план работы с родителями, намечают участие каждого педагога в разных мероприятиях. Целесообразно планировать проведение роди­тельских собраний, на которых сурдопедагог познакомит с основны­ми направлениями коррекционно-образовательной работы с детьми данной группы, а воспитатели сообщат о содержании воспитатель­ной работы. Все педагоги определяют общий уровень требований к ребенку, который должен быть в семье. Во время консультаций и организации круглых столов педагог дает рекомендации по орга­низации развития речи и слухового восприятия, а воспитатели — по организации режима дня, формировании навыков самообслужи­вания, обучении детей играм, рисованию. Воспитатели организуют выставки детских работ, обязательно комментируют успехи детей в лепке, рисовании, формируют у родителей уважительное отноше­ние к деятельности ребенка.

Совместно сурдопедагог и воспитатели оформляют уголки для родителей, в которых представлены материалы по воспитанию и обучению детей, интересные статьи на актуальные темы из журна­лов и газет, новинки литературы по дошкольной и специальной педагогике.

Как правило, на выходные и праздничные дни родители получа­ют задания по развитию речи детей, активизации навыков общения. Важно, чтобы эти задания не были ориентированы на повторение материала в форме занятий, а были направлены на обогащение об­щего развития ребенка. Воспитатель, как и сурдопедагог, может дать интересное задание, связанное с наблюдениями за животны­ми, явлениями окружающего мира, попросить детей подготовить рисунок или лепную поделку по определенной теме, подобрать игрушки для игры по интересной ребенку теме. Сурдопедагог и воспитатели должны вызывать доверие у родителей, быть их дру­зьями и советчиками в деле воспитания детей.