logo

§ 2. Ранний возраст

Как правило, дети младенческого и раннего возраста до двух-трех лет воспитываются в семье, и родители могут сделать очень многое для развития малышей.

Проблемы организации и содержания работы с плохослышащими детьми младенческого и раннего возраста рассматриваются в работах Н. A. Pay (1947), Е. Ф. Pay (1950); Б. Д. Корсунской (1970), Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой (1991); Н. Д. Шматко и Т. В. Пе­лымской (1995) и др. В их исследованиях можно выделить ряд важных рекомендаций, знакомство родителей с которыми имеет принципиальное значение для организации работы с детьми мла­денческого или раннего возраста.

Специалисты акцентируют внимание на необходимости контро­ля за слухом малыша со стороны родителей в тех семьях, где есть факторы риска, связанные с возникновением нарушения слуха, например: наличие неслышащих детей или членов семьи; перене­сение ребенком заболеваний, которые могут обусловить снижение слуха; использование ототоксических антибиотиков. Этот контроль предполагает внимательное отношение к реакциям ребенка на зву­ки уже в первые месяцы жизни, фиксацию внимания на речевых реакциях, гулении, характере лепета. В случаях подозрений на сни­жение слуха у малыша необходимо обращение к врачу-сурдологу.

Родителям детей с нарушениями слуха необходимо объяснять зна­чимость раннего начала коррекционной работы. Важно подчеркнуть, что без ранней коррекции глухие и слабослышащие дети до двух-трех лет оказываются неговорящими. Их общее развитие значи­тельно страдает в результате отсутствия общения с окружающими, нарушения возможностей воспринимать звуки окружающего мира. Целесообразно привести примеры, подтверждающие эффектив­ность и результативность ранней работы с плохослышащим ребен­ком. Родителей необходимо ознакомить с закономерностями обще­го и речевого развития детей младенческого и раннего возраста, подчеркнуть, что для развития и слышащего, и неслышащего ребен­ка первый-второй годы жизни имеют большое значение, так как в этот период складываются важные формы общения, стимулирую­щие познание предметного мира, понимание речи, формирование ее ритмико-интонационной и звуковой стороны. Формирование этих компонентов развития после трех лет происходит с большим тру­дом и в более длительные сроки.

Что же понимается под ранним началом работы? В отечествен­ной сурдопедагогике сюда относится организация специальной по­мощи с момента установления врачами снижения слуха у ребенка. В некоторых случаях родители или врачи замечают снижение слу­ха на первом году жизни ребенка. Однако в большинстве случаев, как показывает практика, тяжелые нарушения слуха выявляются после года. Чем раньше начата общеразвивающая и коррекционная работа, тем лучше будут ее результаты.

Одним из главных условий развития ребенка с нарушенным слухом в раннем возрасте является слухопротезирование. Следу­ет объяснить родителям преимущества использования правильно подобранных слуховых аппаратов: возможность воспринимать зву­ки окружающего мира очень необходима для познания свойств предметов и явлений; для регуляции поведения ребенка. Особое значение раннее протезирование имеет для развития слухо-зритель-ного восприятия речи, эффективность которого значительно выше, чем просто зрительного; возможности развития слухового восприя­тия, контроля за своей речью.

Необходимо объяснить родителям не только важность правиль­ного слухопротезирования, но и правила использования аппарата: наличие индивидуальных вкладышей, правильность подбора режи­ма работы аппарата, правила ношения аппарата и ухода за ним. Надо подчеркнуть, что само по себе ношение аппарата не обеспе­чивает полноценного восприятия речи, а эффект может быть дос­тигнут только в результате длительной работы по развитию слухо­вого восприятия.

Специально подчеркивается необходимость постоянного речевого общения с ребенком в семье. Общение на ранних стадиях развития, т. е. в младенческом и раннем возрасте, является определяющим фактором развития ребенка, потому что оно служит средством фор­мирования предметной, а позднее игровой деятельности, стимулом овладения различными видами движений, условием развития по­нимания и использования речи. Общение со слышащим малышом для родителей — спонтанный процесс, связанный в основном с уходом за ребенком и играми. Научиться общаться слышащим ро­дителям с неслышащим ребенком не всегда просто. Часто их ре­чевое поведение становится неестественным: они утрируют речь, используют неестественные жесты, иногда, наоборот, замолкают. Поэтому необходимо объяснить родителям необходимость исполь­зования нормальной речи, эмоционально окрашенной, сопровожда­ющейся естественными мимикой лица и жестами. Речь сопровож­дает все ситуации ухода за ребенком, например кормление, купание; взрослый называет необходимые предметы и выполняемые дей­ствия. Речь не должна быть очень многословной: нужно использо­вать в одинаковых ситуациях одни и те же выражения — так ребе­нок научится быстрее их понимать.

В общении с неслышащим ребенком следует учитывать некото­рые специальные моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привлекать его внимание к движениям губ. Если у ребенка есть слуховые аппараты, необходимо общаться с ним на расстоянии до 1 м — так ребенок будет воспринимать речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание сло­ва, например название игрушки, целесообразно произнести его несколько раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с ребенком дома, на улице надо привлекать его внимание к звучащим предметам, повторять звукоподражания, на­зывать звучащие объекты (ложка упала: бах; собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). При попытках ребенка воспроизвести слова или звуки взрослый поддерживает их, повторяет, одобряет действия ребенка, радуется вместе с ним.

Несмотря на то, что по сути вся деятельность ребенка организу­ется взрослым и связана с педагогическим воздействием на него, необходимо систематическое проведение с детьми занятий, в содер­жание которых включается работа по общему развитию, а также специальные игры и упражнения по развитию речи, слухового вос­приятия. Длительность занятий и их количество зависят от возра­ста ребенка, его психофизического состояния. Занятия проводятся в течение дня несколько раз, в периоды бодрствования ребенка. Специалисты рекомендуют с детьми до года проводить три занятия по 3—5 мин; до двух лет — 2—3 занятия по 10 мин; от двух до трех лет — 15—20 мин. Занятия, как правило, проводятся в первой по­ловине дня и после дневного сна. Занятия по различным направле­ниям работы чередуются. Нужно определить места проведения за­нятий: на ковре, в игровом уголке, некоторые — за столом. Большое значение имеет подготовка к занятиям: продумывание цели каждого занятия, составление его плана, подбор разнообразного дидакти­ческого материала. Подробно проконсультировать родителей по вопросам организации занятий в семье с неслышащим ребенком должен сурдопедагог, который, как правило, осуществляет педаго­гическую помощь родителям.

Занятия с ребенком младенческого и раннего возраста обязатель­но должны включать упражнения по развитию движений, действия с предметами и игрушками, игры и упражнения по развитию вос­приятия (зрительного, тактильно-двигательного), вибрационной чувствительности, ознакомление с окружающими предметами и явлениями, рисование, лепку, конструирование. Естественно, неко­торые из указанных направлений, например рисование, лепка и конструирование, появятся лишь на третьем году жизни. Целесооб­разно с первого года жизни вести и систематическую работу по му­зыкальному воспитанию ребенка с нарушенным слухом. Работа по общему развитию ребенка, с одной стороны, стимулирует познава­тельное развитие, способствует развитию детских видов деятельно­сти, что само по себе имеет важное значение для развития общения и формирования предпосылок речевого развития. С другой сторо­ны, в процессе проведения этой работы используется большой объем речевого материала, которым малыш постепенно овладевает.

Родители могут воспользоваться рекомендациями, содержащими­ся в специальной литературе (Б. Д. Корсунская, 1970; Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсонова, 1991; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1995, и др). Целесообразно использовать многочисленные издания, рекомендо­ванные родителям по воспитанию слышащих детей младенческого и раннего возраста, в частности по развитию движений, сенсорно­му воспитанию, различным видам игр, ознакомлению с окружаю­щим миром.

Более специфический характер по сравнению с общеразвиваю-щими играми и упражнениями имеет работа по развитию речи и слухового восприятия, так как она направлена на преодоление основ­ных трудностей в развитии ребенка, которые связаны с отсутствием речи и нарушением слухового восприятия. По поводу проведения коррекционной работы родителям необходимы консультации сур­допедагогов.

Одним из главных условий проведения работы по развитию речи и слуха является организация слухо-речевой среды, предполагаю­щей постоянное речевое общение с ребенком при условии исполь­зования слуховых аппаратов.

Работа по развитию речи детей младенческого возраста направ­лена на развитие зрительного и слухового сосредоточения на лице взрослого, его речи, предметах; формирование потребности в об­щении, развитие способности подражать предметным и речевым действиям взрослого, появление у ребенка голосовых реакций, ле­пета; понимание значений некоторых лепетных и полных слов. Это длительная систематическая работа, которая проводится в процессе общения с ребенком в течение всего дня, а также на за­нятиях.

Развитие речи детей с нарушениями слуха на втором-третьем го­дах жизни при условии, что работа была начата на первом году, имеет более высокие темпы. Правильное организованное общение с ребенком в процессе предметной деятельности или игры являет­ся стимулом к пониманию речи взрослого и формирования соб­ственной речи ребенка. Этот период очень сензитивен для развития речи как слышащего, так и ребенка с нарушенным слухом. И хотя часто у глухих детей результаты в виде активной речи ребенка на этом этапе не видны, что огорчает родителей, этот период имеет большое значение для развития речи неслышащего ребенка. В связи с познанием разных предметов и явлений у ребенка появляется словарь их названий, действий с ними. Постоянное использование простых по структуре фраз делает доступными для понимания не­которые из них, наиболее часто повторяемые. Очень важно учить ребенка понимать значения глаголов, прежде всего в повелительном наклонении (дай, возьми, надень, ешь, беги и др.), так как это не­обходимо для понимания и использования фраз. На занятиях ко­личество слов и фраз расширяется в процессе обыгрывания пред­метов и игрушек, рассматривания доступных ребенку картинок, рассказывания и инсценирования маленьких рассказов с использо­ванием различных игрушек.

На втором году жизни ребенка, при условии проведения систе­матической коррекционной и развивающей работы, в обучении де­тей с нарушениями слуха начинает использоваться кроме устной и письменная форма речи. Она необходима для более точного под­крепления устной речи, раннего обучения чтению, что поможет ре­бенку с нарушенным слухом пополнить свой речевой запас боль­шим количеством слов и фраз. Прежде чем начинать работу по обучению чтению, родителям целесообразно получить подробную консультацию сурдопедагога, который выяснит готовность ребен­ка к глобальному чтению; расскажет о требованиях к оформлению табличек, использованию их в быту и в играх; раскроет методику проведения специальных упражнений по обучению глобальному чтению. Раннее обучение чтению связано с формированием у ре­бенка умения различать слова и фразы, написанные печатными буквами на табличках, и соотносить их с соответствующими пред­метами, игрушками, действиями или их изображениями. В играх и на занятиях ребенок постепенно узнает написанные на табличках слова, обозначающие некоторые игрушки, предметы быта. Темпы овладения глобальным чтением зависят от возраста ребенка, уров­ня сенсорного развития, состояния слуха, индивидуальных осо­бенностей.

По мере накопления запаса глобально воспринимаемых слов для лучшего запоминания и понимания их состава начинают учить де­тей складывать слова из разрезной азбуки. Чаще всего этому учат детей старше двух-двух с половиной лет, у которых уже есть неко­торый запас глобально воспринимаемых слов. Первоначально дети учатся составлять слова из букв разрезной азбуки при наличии перед собой табличек с хорошо знакомыми им короткими и просты­ми по составу словами.

Работа по обучению чтению получает интенсивное продолжение в дошкольный период.

Формирование речи является многогранным процессом, и необ­ходимо развивать ее различные формы, прежде всего устную, кото­рая является основой общения. Формирование произносительных навыков у глухих и слабослышащих малышей проводится прежде всего по подражанию взрослому, при условии использования слу­ховых аппаратов. Активизация голосовых реакций малыша проис­ходит в процессе проведения упражнений, направленных на под­держание этих реакций и появление новых звуков и их сочетаний. Эти упражнения проводятся в процессе общения, когда взрослый «разговаривает» с ребенком, используя различные звуки и звуко­сочетания, сочетая их с элементами гимнастики. Важной задачей работы над устной речью ребенка старше полутора-двух лет явля­ется формирование потребности в устном общении. Поэтому в про­цессе игр и бытовых действий взрослый называет игрушки, пред­меты, действия, побуждает по подражанию называть их так, как малыш может на данном этапе своего развития. Самое главное — попытки повторять за взрослым и произносить самостоятельно звуки, слова, слоги. Подражание речи тесно связано с подражани­ем движениям, предметным действиям. Поэтому обучению подра­жанию движениям тела, действиям следует уделять самое серьез­ное внимание. По мере овладения таким подражанием взрослому ребенок выполняет движения в сочетании их с произнесением зву­ков, слогов, лепетных слов. С этого времени начинаются занятия фонетической ритмикой. Фонетическая ритмика — один из основ­ных приемов работы с детьми преддошкольного и дошкольного возраста над их произношением.

При проведении фонетической ритмики произнесение звуков, слогов, слов, фраз сочетается с определенными движениями. В на­стоящее время методика использования фонетической ритмики описана в различных пособиях, программах (Э. И. Леонгард, 1976, 1991; Т. А. Власова, А. Н. Пфафенродт, 1989, 1998; Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская, 1991,1993,1995). Родители могут воспользоваться этой литературой для ознакомления с задачами фонетической рит­мики и методикой ее проведения.

Развитие слухового восприятия имеет большое значение для по­знавательного развития ребенка, формирования механизмов вос­приятия речи и произношения. Раннее начало работы по развитию остаточного слуха имеет особенно важное значение, потому что развитие слуховой функции в первые годы жизни протекает в наи­более сензитивный период, когда происходит физиологическое со­зревание слухового анализатора, что обеспечивает значительно больший эффект педагогической работы. В первые месяцы жиз­ни у ребенка формируют комплексное зрительно-слуховое сосре­доточение на голос взрослого, звучащие игрушки. Важнейшим ус­ловием развития слуха ребенка является раннее использование слуховых аппаратов, пользуясь которыми ребенок будет воспри­нимать некоторые громкие бытовые звуки, особенно при привле­чении взрослым внимания к ним. Ношение аппарата будет улуч­шать гуление, лепет ребенка в процессе общения взрослых с ним. С малышами начинают проводить и специальные упражнения, на­правленные на умение реагировать на звучания игрушек, на свое имя, определять направление звучания (поворачивать голову на звук), слушать лепетные слова и звукоподражания, обозначающие названия игрушек.

Более систематическая работа начинается на втором году жизни ребенка. Его учат различать лепетные и полные слова, обозначаю­щие знакомые предметы. Малыша учат слушать с аппаратом и без аппарата. Постепенно следует увеличивать расстояние, на котором звучат слова. Работа по развитию слухового восприятия тесно свя­зана с формированием прозносительной стороны речи: малыша побуждают повторять услышанные слова. Постепенно увеличива­ется число слов и фраз, предъявляемых на слух. Параллельно дети знакомятся с музыкальными игрушками, учатся различать их зву­чание.

В быту также учат ребенка воспринимать слухо-зрительно и только на слух различные побуждения и вопросы.

Одновременно со специальными занятиями по развитию слухо­вого восприятия детей учат реагировать и понимать значение раз­личных бытовых шумов, звуков природы, сигналов транспорта. Развитию слухового восприятия способствует прослушивание грам­пластинок или аудиозаписей с исполнением детских песенок, музы­кальных пьес. Взрослый вместе с ребенком двигается в такт музыке, побуждает его самого выполнять танцевальные движения.