logo

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

Существующая в настоящее время система работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста была разработана в 70-е гг. (Т. А. Власова, Е. II. Кузьмичева, Э. И. Леонгард и др.). Экспериментальные иссле­дования выявили значительные потенциальные возможности глу­хих детей в восприятии устной речи, которые могут быть развиты в результате длительной целенаправленной тренировки при усло­вии постоянного использования качественной звукоусиливающей аппаратуры. Речевой слух, который развивается в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, является основой для фор­мирования слухо-зрительного восприятия устной речи и обуслав­ливает возможности формирования произносительной стороны речи. В процессе развития слухового восприятия слабослышащих детей под влиянием тренировок повышается уровень восприятия речи на слух, увеличивается расстояние, на котором дети ДОШКОЛЬ ного и школьного возраста могут воспринимать речевой материал (И. Г. Багрова, К. П. Каплинская).

Развитие слухового восприятия дошкольников рассматривается как один из компонентов системы формирования словесной речи и включается во все звенья педагогического процесса. Развитие слухового восприятия происходит в процессе слухо-зрительного восприятия устной речи и слухового восприятия ограниченной части речевого материала на всех занятиях и вне их при условии постоянного использования звукоусиливающей аппаратуры. Посто­янное использование звукоусиливающей аппаратуры стационарно­го типа и индивидуальных слуховых аппаратов является одним из важных компонентов слухо-речевой среды в дошкольном учрежде­нии. Формирующаяся в процессе специального обучения слухо-речевая система тесно связана с развитием смысловой стороны речи, формированием произносительных навыков, речевым опытом до­школьников.

Задачей работы по развитию слухового восприятия глухих и сла­бослышащих: дошкольников является развитие остаточного слуха, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речевого материала и неречевых звучаний. На базе развива­ющегося слухового восприятия создается слухо-зрительная осно­ва восприятия устной речи, совершенствуются навыки речевой коммуникации. В процессе учебно-воспитательной работы прово­дится работа по развитию речевого слуха: глухих детей учат воспри­нимать на слух знакомый, специально подобранный материал, в обучении используется также незнакомый по звучанию речевой материал. При работе со слабослышащими детьми внимание уде­ляется обучению восприятию большего по объему знакомого и не­знакомого речевого материала. Учитывая большое разнообразие слуховых возможностей слабослышащих детей, требования про­граммы представлены дифференцированно.

Другим важным направлением работы является обогащение пред­ставлений детей о звуках окружающего мира, что способствует лучшему ориентированию в окружающей обстановке, регуляции движений. Расширение информации о звучаниях музыкальных инструментов усиливает эмоционально-эстетический компонент воспитания.

Так как работа по развитию слухового восприятия и обучению произношению образует целостную взаимосвязанную систему, спе­циальные формы работы на всех этапах обучения оказываются едиными. Это индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Занятия делятся на две части: а) работа по развитию слухового восприятия; б) обуче­ние произношению. Такое деление носит условный характер, по­скольку и во время предъявления материала на слух уточняется произносительная сторона слов и фраз, а во время работы над про­изношением дифференцируются слухо-зрительные и слуховые обра­зы. Помимо специальных занятий развитие слухового восприятия включается в занятия по всем разделам работы, а также проводит­ся в быту, во время свободных игр. Особо следует выделить заня­тия по музыкальному воспитанию, где осуществляется системати­ческая работа по развитию слухового восприятия музыки, имеющая большое значение для эмоционального и эстетического развития глухих и слабослышащих детей.

На занятиях по различным разделам программы речевой матери­ал воспринимается детьми слухо-зрительно, а небольшая часть зна­комых слов и фраз является материалом для слуховой тренировки, т. е. предъявляется только на слух. Это, как правило, слова и фра­зы, связанные с организацией занятий («Сядьте», «Какой сегодня день?», «Будем читать») или с его тематическим содержанием. Со­держанием специальных фронтальных занятий по развитию слухо­вого восприятия является обучение восприятию неречевых и рече­вых звучаний. Прежде всего, на фронтальных занятиях проводится работа по восприятию на слух и воспроизведению темпо-ритмической стороны речи: различение громкости, высоты, продолжитель­ности, прерывистости, направления неречевых и речевых звучаний, их количества; расширение представлений о звуках окружающе­го мира. На этих занятиях дети также различают и опознают ре­чевые единицы (слова, словосочетания, фразы, тексты, стихи) при условии, что восприятие данного речевого материала доступно всем детям.

На индивидуальных занятиях проводится основная работа по развитию речевого слуха. Детей учат реагировать на речевые зву­чания, различать, опознавать, распознавать на слух слова, словосо­четания, фразы, тексты. Работа на индивидуальных занятиях про­водится как с использованием стационарной звукоусиливающей аппаратуры и индивидуальных аппаратов, так и без них. Исполь­зование разных видов звукоусиливающей аппаратуры зависит от состояния слуха ребенка. Для слабослышащих детей с легкой и средней тугоухостью возможна работа только с индивидуальными аппаратами. В процессе слуховых тренировок стоит задача постепен­ного увеличения расстояния, на котором ребенок воспринимает на слух как знакомый, так и малознакомый и незнакомый речевой ма­териал с аппаратом и без него. На индивидуальных занятиях наиболее полно реализуются слуховые возможности каждого ребенка, что отражается в объеме и сложности предлагаемого на слух материала, усложнении способа его восприятия (различение, опознавание, распознавание), изменении силы голоса (голос нормальной громкости и шепот), увеличении расстояния, с которого ребенок воспринимает речевой материал.