logo

§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика (от лат. «surdus» — глухой) — педагогическая наука (раздел специальной педагогики) о развитии, воспитании и обучении детей и взрослых с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы раз­вития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возрас­та с нарушениями слуха.

Дошкольный период имеет важнейшее значение для последую­щего развития ребенка с нарушенным слухом, так как раннее начало развивающей и коррекционной работы помогает предупредить не­которые особенности в развитии, обеспечить ребенку полноценное познавательное, социальное, личностное развитие. В дошкольном воспитании Л. С. Выготский видел «начальную точку системы со­циального воспитания глухонемых детей» (1983, с. 104). Выделение дошкольной сурдопедагогики в цикле сурдопедагогических дис­циплин обусловлено психофизиологическими особенностями де­тей раннего и дошкольного возраста, необходимостью их учета при организации жизни и создании условий воспитания и обуче­ния, отличающихся от школьных.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики обусловлены взглядами общества на возможности развития детей с нарушениями слуха, пониманием необходимости организации педагогической по­мощи им в раннем и дошкольном возрасте, ролью дошкольного пе­риода в системе непрерывного образования глухих и слабослышащих людей. К основным задачам дошкольной сурдопедагогики могут быть отнесены следующие: