logo

§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружаю­щих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В разви­тии ребенка овладение предметными действиями и познание пред­метов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одно­го из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: вначале по принципу «звучит — не звучит», далее — с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных зву­ков. Овладение этими характеристиками способствует более пол­ной предметности восприятия и его целостности.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности че­ловека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспри­нимаемых предметов, так и локализацией их на основе простран­ственного слуха. Ориентирование ребенка в окружающей среде свя­зано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характерис­тики звучания — одни из наиболее существенных при слуховом вос­приятии, определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуко­вых объектов, изменение громкости и тембра звучания — все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружаю­щей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиаль­ное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слу­хового образа. Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного). Говоря о пространственном восприятии, имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауральность слуха, или возможность воспринимать звук дву­мя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию пред­метов в пространстве. к"науральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные ха­рактеристики звучания. Динамические, или временные, характерис­тики имеют принципиальное значение для формирования слухово­го образа, поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, форми­рование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обес­печения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную на­правленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер: в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи форми­руется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в обще­нии. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фо­нематической) обусловливает активное усвоение ребенком произ­носительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноцен­ного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического разви­тия является музыка, восприятие которой базируется на слуховой основе. С помощью музыки ребенку передается содержание обра­зов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребен­ка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с мотор­ной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент» (Б. М. Теплов). Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голо­сового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызыва­ют усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосре­доточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепля­ется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигатель­ным, обонятельным), служит важнейшим средством развития пси­хики ребенка.