logo

§ 2. Условия развития речи

Речевое развитие дошкольников с нарушениями слуха является многоплановым процессом. И в дошкольном учреждении, и в семье должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие различные стороны этого процесса. Одним из важных факторов, влияющих на овладение речью, реальное ее использование в условиях общения, является организация слухо-речевой среды в группе детского сада и в семье.

Создание слухо-речевой среды предполагает постоянное моти­вированное общение с ребенком с нарушенным слухом, независимо от его возможностей восприятия речи и уровня речевого разви­тия. В создании этой среды участвуют прежде всего педагоги груп­пы, сотрудники дошкольного учреждения, родители, другие взрос­лые, вступающие в постоянное общение с ребенком.

Основными условиями создания слухо-речевой среды являются следующие:

— мотивированное речевое общение с детьми в процессе практи­ческой деятельности;

— формирование у детей потребности в речевом общении;

Каждое из этих положений требует ежедневного внимания к их реализации, координации деятельности специалистов и родителей. Речевая среда не только компонент процесса формирования речи, но и то условие, благодаря которому осознается результативность речевого развития детей.

Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь ребенка в детском саду. Программа по развитию речи пре­дусматривает различные условия для речевого развития детей. Жизнь ребенка в детском саду связана с проведением различных режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, сборы на про­гулку и т. д.). Ежедневная бытовая деятельность создает условия для общения детей со взрослыми и между собой. Дети наблюдают за действиями взрослых и их общением между собош Взрослые под­держивают и поощряют попытки общения детей, использования речевого материала. Повторяемость одних и тех же бытовых дей­ствий, использование предметов гигиены, посуды, одежды создают возможности накопления слов, необходимых для обозначения посто­янно используемых предметов и действий. На начальных этапах обу­чения бытовая деятельность создает условия для формирования предметной отнесенности значений слов, обеспечения прочной на­глядной основы. Слова используются в различных коммуникатив­ных высказываниях: простых по структуре вопросах, побуждениях. Пользуясь естественной речью по поводу выполнения действий, организации детей во время проведения режимных моментов, воспи­татель выделяет слова, нужные для обозначения наиболее необходи­мых предметов и действий. Важно предъявление слова в единстве с демонстрацией функций и свойств предмета (демонстрируя ложку, воспитатель показывает ее форму, правильное удержание в руке, аккуратное зачерпывание пищи и др.). Условия общения делают не­обходимым включение слова в различные типы высказываний («Это ложка», «Ешь ложкой», «Возьми ложку», «Ложка упала», «Где твоя ложка?»). Речевой материал предъявляется устно и, в зависимо­сти от этапа обучения, письменно (на табличках) или устно-дактильно (в детском саду для глухих детей). Он употребляется в связи с логикой выполняемых действий. Многократное повторение одних и тех же слов и выражений в связи с бытовой деятельностью по­зволяет запомнить речевой материал, использовать в привычных ситуациях.

Речевое развитие детей происходит в процессе овладения различ­ными видами деятельности (в игре, изобразительной деятельности, труде, конструировании) на занятиях и в свободной деятельности, а также в ходе ознакомления с окружающим миром. На занятиях по видам детской деятельности дети овладевают различным речевым материалом: во-первых, специфическими для данной деятельности словами и фразами. Например, в игре это слова «играть», «игрушка», «роль», «костюм» и др; в изобразительной деятельности — «бумага», «кисточка», «рисовать», «лепить», «заштриховать», а также слова, обозначающие название цвета, пространственные отношениями др.

Во-вторых, это слова и выражения, связанные с тематикой игр, рисования, лепки, которые знакомы детям, но в условиях данной де­ятельности получают дальнейшие уточнение и конретизацию.

В-третьих, это речевой материал, связанный с организацией де­тей, оценкой их деятельности («Лепи аккуратно», «Не мешай», «Помоги Тане», «Алеша — молодец» и др.). "X »

В свободной деятельности педагог обсуждает с детьми замысел рисунков, тематику игр и подбор игрушек и атрибутов, организует их общение между собой, используя разговорную речь. Речевой материал употребляется в основном в логике данных видов дея- тельности. .

Особое значение в плане развития речи имеет ознакомление с ок­ружающим MupoMJWK как в процессе познания назначения и свойств окружающих предметов и явлений живой и неживой природы, формирования представлений об условиях жизни человека дети усваивают и необходимый речевой материал, который в дальней­шем (в силу идентичности тематики) будет предметом рассмотре­ния на занятиях по развитию речи в процессе ознакомления с ок­ружающим миром формируется предметная отнесенность слов, создаются конкретные условия для развития обобщающей функ­ции слова.

Занятия по развитию речи являются основной формой развития речи у глухих и слабослышащих дошкольников, так как в задачи этих занятий входят координация всей работы по развитию речи, при­ведение в систему речевого материала, усваиваемого в разных ус­ловиях. На этих занятиях решаются специальные задачи: усвоение значений слов и фраз; формирование разных форм речи (устной, письменной, дактильной) и в связи с этим развитие разных видов речевой деятельности (слухо-зрительного и слухового восприятия устной речи, говорения, чтения, письма, дактилирования); развитие связной речи.

На занятиях по развитию речи происходят усвоение, уточнение и расширение значений слов и связных высказываний.

Занятия по развитию речи носят комплексный характер, работа над различными формами и видами речи проводится параллельно. В основу занятий положен тематический принцип: в программе на­званы основные темы занятий, содержание которых включает раз­личные направления этой работы.

В качестве методов формирования речи дошкольников с нару­шениями слуха используются: подражание речи педагога в раз­личных видах предметной и игровой деятельности; дидактиче­ские игры, продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, ручной труд); работа с картинками, специальные речевые упраж­нения и т. д.

Речевой материал на занятиях по развитию речи тесно связан с различными разделами программы (ознакомлением с окружающей средой, игрой, трудом), здесь он отрабатывается в разных видах речевой деятельности, уточняются его значение и структура, план понимания и активного использования.

В программе по развитию речи сконцентрированы все требо­вания к речевому развитию детей, которые являются ориентира­ми при проведении работы по развитию речи в других разделах программы.

Занятия пo развитию слухового восприятия и обучению произ­ношению способствуют формированию навыков слухо-зрительного восприятия речевого материала, расширению его сенсорной осно­вы, что имеет важное значение для уточнения произношения. От­работка различных компонентов устной речи способствует повыше­нию внятности, разборчивости, что позволяет использовать ее как полноценное средство общения.' На данных занятиях работа ведется на знакомом речевом материале, в процессе работы над его звуко­вой стороной также уточняется значение слов и предложений в раз­личных контекстах, отрабатывается их структура в разных видах ре­чевой деятельности, что особенно важно — в тех, которые в первую очередь связаны с устной коммуникацией: слушанием, слухо-зрительным восприятием, говорением.

Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье — важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию, так как здесь создаются основания для расширения и обогащения речи в естест­венных условиях жизни ребенка. Коммуникативные навыки могут быть развиты на новом, более высоком уровне. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сур­допедагога и направляется им. Развитие речи в семье важно соеди­нить с практической деятельностью детей и взрослых в процессе различных бытовых моментов, посещением общественных мест, развлечениями детей. Эта деятельность может стать основой для формирования представлений о различных сферах жизни челове­ка и в связи с этим — созданием естественных или специально организованных ситуаций общения с ребенком, в которых обеспе­чивается усвоение новых слов и наиболее типичных для разговор­ной речи высказываний.