logo

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

На заседаниях психолого-медико-педагогической комиссии про­водится всестороннее обследование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Первоначально комиссия рассмат­ривает необходимую документацию: выписку из истории развития ребенка, предварительные диагнозы и заключения специалистов, первичные аудиограммы и др. Особенно внимательно комиссия изу­чает данные о протекании беременности матери, заболеваниях, спо­собах их лечения во время беременности, родах, а также о болезнях, перенесенных ребенком, и их лечении. Комиссия исследует инфор­мацию о физическом и моторном развитии, особенностях формиро­вания речи, предполагаемых причинах и времени снижения слуха. Важное значение придается анализу условий воспитания ребенка в семье: способах общения с ребенком, использованию слуховых ап­паратов, организации общеразвивающей и коррекционой работы.

Комплексное обследование ребенка проводится с использовани­ем различных психолого-педагогических методов: беседы с родите­лями и ребенком; анализа документации (аудиограмм, заключений врачей-специалистов и т. д.); наблюдений за деятельностью (игрой, рисованием, конструированием); использования специальных ме­тодик психологического обследования.

Обследование проводится в доброжелательной спокойной об­становке. Заранее подбирается дидактический материал, необхо­димый для проведения обследования, — игрушки для проведения наблюдений за игрой, дидактические игрушки и пособия для об­следования умственного развития, картинки и детские книги, зву­чащие игрушки и др. (см.: Отбор детей в специальные дошколь­ные учреждения, 1972). Важно, чтобы обследование проходило в тихом помещении, изолированном от внешних шумов, так как это одно из условий проведения проверки слуха.

В содержание психолого-педагогического изучения ребенка ран­него и дошкольного возраста включаются следующие разделы:

изучения подготавливается различными специалистами. Сурдолог проводит обследование слуха ребенка и уточняет диагноз. Врач-психиатр на основе медицинских документов и наблюдений за уровнем умственного развития приходит к выводу о соответствии интеллектуального развития ребенка его возрасту. В отдельных случаях он выявляет сочетанные нарушения в развитии (умствен­ная отсталость, задержка психического развития у ребенка с на­рушением ЦНС и др.). Психолог выясняет уровень умственного развития, наблюдает за поведением ребенка, характеризует особен­ности эмоционально-волевой сферы, его личностные особенности.

Сурдопедагог концентрирует внимание на проверке состояния речи и общения. В случаях выявления каких-либо специфических нару­шений речи (дизартрии, алалии и др.) к обследованию речи подклю­чается логопед, который уточняет причины и характер сложных на­рушений речи у ребенка со сниженным слухом. Подробно различные аспекты психолого-педагогического изучения детей раннего и до­школьного возраста изложены в работах А. А. Венгер, Г. Л. Выгод­ской, Э. И. Леонгард (1972); Т. В. Розановой (1998); Н. Д. Шматко (1998)и др.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Как происходит выявление детей с нарушениями слуха? " 2. Назовите медицинские учреждения и специалистов, занимающихся вы­явлением и диагностикой нарушений слуха у детей.

  1. Каковы цели работы психолого-медико-педагогических комиссий?

  2. Какие специалисты входят в состав ПМПК и каковы их функции?

  3. Назовите основные принципы и содержание психолого-педагогического изучения на ПМПК детей с нарушениями слуха.

  4. Проанализируйте заключения ПМПК и рекомендации по обучению де­тей в одной из групп детского сада для глухих или слабослышащих.

Литература

Венгер А. А., Выгодская Г. Л., Леонгард Э. И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Справочник по дошкольному воспитанию / Под ред. А. И. Шустова. — М., 1980.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении // До­школьное образование в России: Сб. действ, нормативно-правовых докумен­тов и науч.-метод. материалов. — М., 1996.

О республиканских и областных медико-педагогических комиссиях: Ин­структивное письмо Министерства просвещения СССР от 21 ноября 1974 г. № Ю2-М.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного воз­раста / Под ред. Е. А. Стребелевой. — М., 1998.

Розанова Т. В. Принципы психологической диагностики отклонений в раз­витии у детей // Дефектология. — 1995. — № 1.