logo

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики

Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека

Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики

§ 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики

§ 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками

§ 3. Методы дошкольной сурдопедагогики

Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха

§ 1. Основные этапы развития сурдопедагогики

§ 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России

§ 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха

§ 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период

Раздел II. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста

Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка

§ 1. Звуки окружающего мира

§ 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира

§ 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе

Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей

§ 1. Причины нарушений слуха

§ 2. Классификации нарушений слуха

Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

§ 1. Младенческий и ранний возраст

§ 2. Дошкольный возраст

Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей

§ 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха

Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье

§ 1. Из истории вопроса

§ 2. Ранний возраст

§ 3. Дошкольный возраст

Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха

§ 1. Образовательные дошкольные учреждения

§ 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях

Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида

§ 1. Цели и задачи интегрированного обучения

§ 2.Условия и формы интеграции

Раздел IV. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения

§ 1. Задачи дошкольного образования

§ 2. Принципы воспитания и обучения

§ 3. Методы воспитания и обучения

Глава 2. Формы организации воспитания и обучения

§ 1. Организация жизни и деятельности детей

§ 2. Занятия как форма воспитания и обучения

Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива

§ 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности

§ 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива

Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении

§ 1. Организация психолого-педагжогического изучения

§ 2. Содержание психолого-педагогического обследования

Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха

Глава 1. Физическое воспитание

§ 1. Значение физического воспитания дошкольников

§ 2. Задачи физического воспитания

§ 3. Формы и средства физического воспитания

§ 4. Содержание и методы физического воспитания

Глава 2. Формирование детской деятельности

§ 1. Обучение игровой деятельности

§ 2. Обучение изобразительной деятельности

§ 3. Формирование элементарной трудовой деятельности

Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха

§ 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха

§ 2. Условия развития речи

§ 3. Основные направления работы по развитию речи

Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей

§ 1. Значение овладения устной речью

§ 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению

Глава 5. Развитие слухового восприятия

§ 1. Значение развития слухового восприятия

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия

Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии

§ 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

§ 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы

Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе

§ 1. Понятие «готовность к школьному обучению»

§ 2. Содержание подготовки детей к школе

Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения

Глава 1. Умственное развитие

§ 1. Задачи и содержание умственного развития

§ 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности

§ 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности

Глава 2. Социально-личностное развитие

§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития

§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком

§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками

§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе

Глава 3. Эстетическое развитие

§ 1. Задачи и условия эстетического развития

§ 2. Организация и содержание эстетического развития

Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности

Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей

§ 1. Задачи работы с родителями

§ 2. Формы работы с родителями

Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха

§ 1. Формы социальной защиты

§ 2. Деятельность общественных организаций

СЛОВАРЬ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов дефектоло­гических факультетов, в силу профессиональных интересов знакомя­щихся с проблемами воспитания и обучения детей с нарушениями слуха, которые, по мнению Л. С. Выготского, составляют «самую увлекательную и трудную главу педагогики». Цель пособия — по­вышение уровня понимания теоретических основ дошкольного об­разования глухих и слабослышащих детей, овладение практикой работы с этой категорией детей в дошкольных учреждениях раз­личных видов.

Достаточный уровень компетенции в проблемах воспитания и обучения детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возра­ста может быть достигнут при условии наличия у студентов знаний, полученных при изучении медицинских, психологических, общепе­дагогических курсов. Поэтому в пособии содержатся в обобщенном виде достижения ряда дисциплин, тесно связанных с дошкольной сурдопедагогикой: сурдологии, дошкольной психологии, сурдопсихологии, дошкольной педагогики и др.

Автором определена такая структура пособия, которая, с одной стороны, наиболее полно соотносится с программой данного курса и учебным планом подготовки студентов, а с другой — раскрывает рассматриваемые вопросы в логической последовательности, опре­деляемой закономерностями изучения, воспитания и обучения глу­хих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания на совре­менном этапе развития педагогики различные направления воспита­ния и обучения рассматриваются в единстве как целостный процесс дошкольного образования, основным условием которого является общий подход к организационным формам воспитания и обучения, а также отбору материала. Поэтому при изложении содержания коррекционно-воспитательной работы проблемы воспитания и обучения раскрываются в единстве.

В отдельном разделе рассматриваются основные линии развития дошкольников с нарушениями слуха как результат правильной организации обучения, отбора содержания, выбора педагогических методов. При этом мы опирались на принятое в отечественной пси­хологии положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов и др.)

Учебное пособие состоит из семи разделов, которые включают ряд глав. После каждой главы даны контрольные вопросы и зада­ния, ориентирующие студентов на осмысление теоретического ма­териала, проведение целенаправленных наблюдений в дошкольных учреждениях и их анализ, приобретение собственного опыта рабо­ты с глухими и слабослышащими детьми в процессе педагогичес­кой практики. Каждая глава завершается списком литературы, зна­комство с которой необходимо для более глубокого осмысления рассматриваемого вопроса.

Основу книги составили лекции автора по курсу «Дошкольная сурдопедагогика», прочитанные студентам отделения дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии дефектоло­гического факультета Московского педагогического государствен­ного университета.

В настоящее время в сурдопедагогике существует ряд дискусси­онных проблем и противоречивые мнения по различным теорети­ческим и практическим вопросам. Автор стремился изложить ту систему воспитания и обучения, которая принята и используется в большинстве государственных дошкольных учреждений для детей с нарушениями слуха.

Студентам, изучающим дошкольную сурдопедагогику, предсто­ит работать в условиях перестройки системы образования в нашей стране, варьирования форм педагогической помощи детям с нару­шениями слуха, появления альтернативных подходов к воспитанию и обучению детей рассматриваемой категории. Поэтому автор хо­тел бы, чтобы будущие сурдопедагоги хорошо разбирались в теории и практике, сложившихся на современном этапе развития дошколь­ной сурдопедагогики.

Автор выражает глубокую признательность заведующему кафед­рой дошкольной коррекционной педагогики и специальной психо­логии МПГУ профессору В. И. Селиверстову за помощь в создании этой книги, а также благодарит сотрудников этой кафедры, в про­цессе длительного содружества с которыми определялись идеи и со­держание пособия.