logo

§ 2. Задачи и организация работы с детьми

В соответствии с «Типовым положением о дошкольном обра­зовательном учреждении» (1995), в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида могут организовываться груп­пы для детей со сложными дефектами (два и более дефекта). Эти группы открываются по решению ПМПК при наличии в дошколь­ном учреждении детей со сложными нарушениями. Однако отсут­ствие нормативной базы не дает возможности говорить о четких критериях комплектования и организации работы в этих группах, речь может идти лишь о сложившейся практике воспитания и обу­чения детей со сложными нарушениями, данных эксперименталь­ной работы со слабослышащими детьми со сложными недостатка­ми (Л. А. Головчиц, 1993).

Дифференциальная диагностика дошкольников со сложными на­рушениями очень сложна. Своеобразие развития познавательной деятельности, трудности формирования речи у необученных глухих и слабослышащих дошкольников, нередко их педагогическая запу­щенность затрудняют точную диагностику, дифференциацию детей с задержкой психического развития и дошкольников с умственной отсталостью в степени дебильности. На этапе дошкольного обучения наиболее важным критерием дифференциальной диагностики явля­ется обучаемость ребенка. Поэтому психолого-медико-педагогические комиссии рекомендуют обучение в группах для детей со сложными нарушениями развития детям, которые испытывают значительными трудности в обучении в обычных группах для глухих или слабо­слышащих. Дети проходят всестороннее обследование на психолого-медико-педагогической комиссии и направляются в специальные группы, как правило, с диагнозом «задержка психического развития». Диагнозы детей уточняются в процессе обучения, более точные дан­ные об уровне интеллектуального развития фиксируются к концу дошкольного периода, к моменту перехода ребенка в школу.

Чаще всего в группах оказываются дети, имеющие сочетание сни­жения слуха с задержкой психического развития различного про­исхождения, расстройствами эмоционально-волевой сферы, локаль­ными речевыми нарушениями, которые испытывали значительные трудности в обучении в обычных группах для глухих или для слабо­слышащих. Существует ряд противопоказаний для направления де­тей в специальные группы. К ним относятся тяжелые нарушения поведения, текущие психические заболевания, тяжелые степени ум­ственной отсталости, тяжелые двигательные нарушения и др.

В тех случаях, когда число детей со сложными нарушениями в развитии в дошкольном учреждении недостаточно для открытия группы, в составе обычных групп выделяются подгруппы для детей с трудностями в обучении, в которые, как правило, попадают дети с комплексными нарушениями развития.

В группы для детей со сложными нарушениями направляются дети в возрасте четырех-пяти лет, они рассчитаны на трехлетний срок пребывания. Наполняемость групп — пять детей.

Группы для детей со сложными нарушениями находятся под контролем ПМПК, важное значение имеют постоянное наблюдение за состоянием детей и рекомендации врача-психиатра, сурдолога. Целесообразно ежегодное прослеживание результативности обуче­ния детей в данной группе. Помимо этого, в некоторых случаях в процессе уточнения диагнозов возникает необходимость в перево­де детей в другие дошкольные учреждения (например, психоневро­логические санатории или дошкольные учреждения для детей с нарушениями интеллекта). Для отдельных детей в случае их успеш­ного обучения в данной группе оказывается возможным перевод в обычные группы для глухих или слабослышащих детей.

Работа в группах для детей со сложными нарушениями развития направлена на решение следующих задач.

  1. Длительное психолого-педагогическое изучение детей со сложной структурой нарушений развития в процессе коррекционного воспитания. Происходит уточнение характера и степени выраженности интеллектуальных, эмоциональных, слуховых и ре­чевых нарушений. Предполагается многостороннее и тщательное обследование детей на этапе поступления детей в группу, а также изучение в процессе обучения. Данная задача предполагает участие в изучении детей врачей ПМПК, психолога, сурдопедагога и вос­питателей группы. В процессе изучения детей у некоторых из них могут выявиться дополнительные нарушения (зрения, психические отклонения), требующие дополнительного медицинского изучения. В течение обучения необходимо вести тщательное изучение состо­яния слуха с использованием современных методов исследования, так как иногда в процессе обучения не подтверждается первичный диагноз о состоянии слуха ребенка.

  2. Обеспечение психического развития ребенка со сложной структурой нарушений. Необходимо учитывать закономерности развития дошкольника в норме и обеспечивать психическое разви­тие детей со сложными недостатками в развитии через формирова­ние разных видов детской деятельности: игры, рисования, констру­ирования, элементарного труда. Развитие этих видов деятельности способствует формированию познавательных возможностей детей, расширению представлений об окружающем мире, складыванию некоторых социальных представлений.

  3. Коррекция отклонений в развитии. Вся система воспитания и обучения детей данной категории носит коррекционный характер. Выделяются и специальные задачи, обусловленные особенностями нарушений у детей со сложными недостатками в развитии. Важней­шими из них являются умственное развитие детей, формирование словесной речи как средства общения. Эти задачи решаются в про­цессе всей коррекционно-воспитательной работы, а также на специ­альных занятиях, несущих основную коррекционную нагрузку.

4. Выявление возможностей каждого ребенка в ходе обучения в детском саду и определение наиболее благоприятного варианта школьного обучения. Учитывая значительную разнородность соста­ва групп для детей со сложными дефектами, важно определить ус­ловия дальнейшего обучения каждого ребенка. Для некоторых глу­хих детей оказывается возможным обучение в подготовительном классе школы глухих, для других — в классе для детей с задержкой психического развития. Некоторым слабослышащим детям после пребывания в группе для детей со сложным дефектом может быть рекомендовано обучение в 1-м классе 2-го отделения школы для слабослышащих, другим — обучение в специальных классах.

Организация воспитания и обучения детей со сложными нару­шениями предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей со сложной струк­турой нарушений характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в режим дня, учебный план. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени на проведение гигиенических процедур, приема пищи, подготовки ко сну. Например, время прове­дения обеда в данных группах увеличивается на 10 мин. По срав­нению с обычными группами в специальных группах при том же количестве фронтальных занятий их длительность сокращена. На­пример, в группах 1-го года обучения (возраст детей 4—5 лет) дли­тельность фронтального занятия 15—20 мин, в группах 2-го года — 20—25 мин, в группах третьего года — не более 30 мин.

Расписание занятий составляется таким образом, чтобы чередо­вались занятия, требующие большей концентрации внимания, ак­тивной мыслительной и речевой деятельности, с занятиями с боль­шим объемом двигательных нагрузок.

По сравнению с обычными группами в группах для детей со слож­ными нарушениями развития должно быть предусмотрено иное со­отношение форм проведения занятий. Ведущей формой организа­ции коррекционной работы являются ежедневные индивидуальные занятия продолжительностью 20—25 мин. Для каждого ребенка не­обходимо составление индивидуальной программы работы с учетом состояния интеллекта, слуха, речи. На индивидуальных занятиях осуществляется работа по развитию речи, формированию элементар­ных математических представлений, развитию слухового восприятия и обучению произношению. На каждом занятии проводится работа по двум направлениям, например развитие речи и формирование математических представлений, развитие слухового восприятия и обучение произношению. Занятия по различным направлениям коррекционной работы чередуются. В содержание индивидуальных занятий включаются дидактические игры, направленные на развитие познавательной деятельности (восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения и др.), подобранные с учетом уровня разви­тия сенсорного и интеллектуального развития.

В группе для детей со сложными дефектами ежедневно проводят­ся фронтальные занятия, несмотря на то что для некоторых детей участие в них малоэффективно. На фронтальных занятиях важно приучать детей к участию в коллективной деятельности, понима­нию требований педагога, умению соотносить свое поведение с дей­ствиями других детей. На эти занятия выносится материал, доступ­ный всем или большинству детей. Важно предусмотреть не только смену видов деятельности (например, развитие речи, дидактичес­кая игра, ознакомление с окружающим), но и проведение занятий в разных помещениях (в классе, в группе, в зале). Занятия сурдо­педагога и воспитателя чередуются, однако в каждом занятии участ­вуют оба педагога.