§ 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представлений о самом себе, создание образа своего «я» является результатом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, выделяет части своего тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Познание себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самоосознания формируется медленнее. И это диктует необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.
В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с нарушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части-тела — свои и кукол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может происходить в различные режимные моменты, в играх на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы «Семья», «Части тела» и др. Развитие представлений о себе происходит в процессе знакомства с именами детей, рассматривании фотографий ребенка и членов его семьи. Введение и использование слов «мальчик», «девочка» помогает осознанию половой принадлежности ребенка. Педагогам очень важно поддерживать уверенность ребенка в себе, акцентируя внимание на его достижениях. Учитывая повышенную ориентировку детей с нарушениями слуха на действия взрослых, необходимо развивать детскую самостоятельность и активность («Делай сам»). Поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий должны быть связаны с конкретными действиями, заданиями (аккуратно и быстро поел, застегнул ботинки, собрал игрушки).
Признание успехов ребенка взрослыми, общение и доброжелательное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует становлению образа «Я», формированию самооценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений. Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опека, частые замечания и негативная оценка поведения ребенка приводят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и к агрессивности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.
У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста не обходимо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и других детей (оторвал пуговицу от пальто другого ребенка — все ребята будут гулять меньше потому что сначала нужно пришить пуговицу).
Внимание взрослых должно быть направлено на развитие интереса к определенным видам деятельности, способам поведения, типичным для мальчиков и девочек. Внимание привлекается к деятельности взрослых мужчин и женщин, она воспроизводится в играх (мальчики строят, водят машины; девочки готовят, шьют). В связи с этим у детей формируются представления о типичных для девочек и мальчиков чертах характера (мальчики — смелые, сильные; девочки — нежные, заботливые). Формирование этих представлений обеспечивается в процессе ознакомления с окружающим миром, в играх, в театрализованной деятельности, в процессе чтения и обсуждения прочитанного. Наличие таких представлений способствует осознанию ребенком этих качеств по отношению к себе, формирует чувство уважения к себе.
Необходимо учить детей выражать свои эмоции и чувства, что предполагает насыщение словаря детей старшего дошкольного возраста соответствующими словами и выражениями («рада», «обиделся», «грустно»», «соскучился».
Главными условиями личностного "роста ребенка, т. е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отзывчивости, самостоятельности, инициативности — являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отношения между сверстниками.
Вопросы и задания для самостоятельной работы
1. Что понимается под социальным развитием ребенка?
Назовите основные задачи социально-личностного развития детей с нарушениями слуха.
Как организуется взаимодействие взрослых с ребенком на разных этапах его воспитания в дошкольном учреждении?
Какие основные средства коммуникации используются детьми с нарушенным слухом?
Каковы основные условия формирования взаимодействия ребенка, имеющего нарушения слуха, со сверстниками?
Что лежит в основе формирования нравственных представлений глухих и слабослышащих дошкольников?
Какие личностные качества формируются у детей с нарушениями слуха в процессе воспитания и обучения?
Литература
Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. соч. - М, 1983. - Т. 5.
Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Принцип развития в психологии. — М, 1978.
Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969.
Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. ~~ М., 1989.
Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М, 1986.
Морозова Н. Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. — М., 1963. — Вып. 2.
Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович. — М., 1986.
Фелъдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.
- Оглавление
- Раздел I. Теоретические основы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 1. Роль раннего и дошкольного периодов детства в жизни человека
- Глава 2. Предмет, задачи и методы дошкольной сурдопедагогики
- § 1. Предмет и задачи дошкольной сурдопедагогики
- § 2. Связь дошкольной сурдопедагогики с другими науками
- § 3. Методы дошкольной сурдопедагогики
- Глава 3. История развития взглядов на воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Основные этапы развития сурдопедагогики
- § 2. Воспитание и обучение детей с нарушениями слуха в России
- § 3. Развитие системы общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха
- § 4. Развитие дошкольной сурдопедагогики в советский период
- РазделIi. Влияние снижения слуха на психическое развитие детей раннего и дошкольного возраста
- Глава 1. Слух и его значение для психического развития ребенка
- § 1. Звуки окружающего мира
- § 2. Роль слухового восприятия в познании окружающего мира
- § 3. Развитие слухового восприятия речи в онтогенезе
- Глава 2. Классификации нарушений слуха у детей
- § 1. Причины нарушений слуха
- § 2. Классификации нарушений слуха
- Глава 3. Особенности психического развития детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- § 1. Младенческий и ранний возраст
- § 2. Дошкольный возраст
- Глава 4. Психолого-медико-педагогическое обследование детей
- § 1. Принципы психолого-медико-педагогического обследования
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел III. Формы коррекционно-педагогической помощи детям раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха
- Глава 1. Воспитание детей с нарушениями слуха в семье
- § 1. Из истории вопроса
- § 2. Ранний возраст
- § 3. Дошкольный возраст
- Глава 2. Дошкольные учреждения для детей с нарушениями слуха
- § 1. Образовательные дошкольные учреждения
- § 2. Комплектование групп в дошкольных учреждениях
- Глава 3. Возможности интеграции дошкольников, имеющих нарушения слуха, в детские сады общеразвивающего вида
- § 1. Цели и задачи интегрированного обучения
- § 2. Условия и формы интеграции
- Раздел 4. Организация воспитания и обучения в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Задачи, принципы и методы воспитания и обучения
- § 1. Задачи дошкольного образования
- § 2. Принципы воспитания и обучения
- § 3. Методы воспитания и обучения
- Глава 2. Формы организации воспитания и обучения
- § 1. Организация жизни и деятельности детей
- § 2. Занятия как форма воспитания и обучения
- Глава 3. Взаимосвязь в работе педагогического коллектива
- § 1. Личность сурдопедагога и характеристика его деятельности
- § 2. Взаимодействие в работе педагогического коллектива
- Глава 4. Психолого-педагогическое изучение детей в дошкольном учреждении
- § 1. Организация психолого-педагогического изучения
- § 2. Содержание психолого-педагогического обследования
- Раздел V. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями слуха
- Глава 1. Физическое воспитание
- § 1. Значение физического воспитания дошкольников
- § 2. Задачи физического воспитания
- § 3. Формы и средства физического воспитания
- § 4. Содержание и методы физического воспитания
- Глава 2. Формирование детской деятельности
- § 1. Обучение игровой деятельности
- § 2. Обучение изобразительной деятельности
- § 3. Формирование элементарной трудовой деятельности
- Глава 3. Развитие речи дошкольников с нарушениями слуха
- § 1. Теоретические основы развития речи детей с нарушениями слуха
- § 2. Условия развития речи
- § 3. Основные направления работы по развитию речи
- Глава 4. Обучение произношению глухих и слабослышащих детей
- § 1. Значение овладения устной речью
- § 2. Задачи, организация и содержание работы по обучению произношению
- Глава 5. Развитие слухового восприятия
- § 1. Значение развития слухового восприятия
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы развития слухового восприятия
- Глава 6. Задачи, организация, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы в группах для детей со сложными нарушениями в развитии
- § 1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с комплексными нарушениями
- § 2. Задачи и организация работы с детьми
- § 3. Содержание и методы коррекционно-педагогической работы
- Глава 7. Подготовка детей с нарушениями слуха к обучению в школе
- § 1. Понятие «готовность к школьному обучению»
- § 2. Содержание подготовки детей к школе
- Раздел VI. Развитие детей в процессе воспитания и обучения
- Глава 1. Умственное развитие
- § 1. Задании содержание умственного развития
- § 2. Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности
- § 3. Формирование знаний и представлений об окружающей действительности
- Глава 2. Социально-личностное развитие
- § 1. Задачи и содержание социально-личностного развития
- § 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком
- § 3. Развитие общения ребенка со сверстниками
- § 4. Формирование отношения ребенка к самому себе
- Глава 3. Эстетическое развитие
- § 1. Задачи и условия эстетического развития
- § 2. Организация и содержание эстетического развития
- Раздел VII. Сотрудничество дошкольных учреждений, семьи и общественности
- Глава 1. Взаимосвязь детского сада и родителей
- § 1. Задачи работы с родителями
- § 2. Формы работы с родителями
- Глава 2. Социальная защита лиц с нарушениями слуха
- § 1. Формы социальной защиты
- § 2. Деятельность общественных организаций
- 1 Inclusive (англ.) — включающий в себя, содержащий.