logo

§ 2. Задачи физического воспитания

Физическое воспитание детей с нарушениями слуха направлено на охрану и укрепление их здоровья, гармоничное физическое развитие, закаливание детского организма, развитие потребности в двигатель­ной активности, формирование основных движений и двигательных качеств, коррекцию и профилактику нарушений физического разви­тия, ^-процессе работы по физическому воспитанию реализуются как общие с массовыми дошкольными учреждениями задачи, так и специфические, обусловленные наличием своеобразия в физичес­ком и моторном развитии детей с нарушениями слуха^_

Решение оздоровительных задач — укрепление здоровья детей, содействие их физическому развитию и закаливание организма предполагают систематический контроль за здоровьем детей со сто­роны педагогов и врачей, проведение постоянных медицинских ос­мотров, правильную организацию режима дня в детском саду и дома. Чередование разных видов деятельности, занятий и отдыха способ­ствует четкой работе организма. Режим каждой возрастной группы построен с учетом психофизических особенностей детей, в нем рег­ламентировано время сна (11-часовой ночной сон и 1,5—2 часа днем), четырехразовое питание, утренние и вечерние прогулки (в целом 3—4 часа), свободные игры детей (около 1,5 часа), занятие учитывая большее по сравнению с массовым детским садом число заня­тий и значительные статические нагрузки, особое значение приоб­ретает контроль со стороны сурдопедагога и воспитателей за сменой видов деятельности на занятиях, включении в них подвижных игр, физ.минуток, фонетической ритмики и др.

Укреплению организма детей, повышению сопротивляемости к простудным и инфекционным заболеваниям способствует закали­вание. Его проводят с первого года пребывания в детском саду детей путем систематических воздушных и водных процедур, обтирания и обливая ног водой закаливанию также способствуют пребывание в хорошо проветриваемых помещениями сон при открытых фраму­гах. Закаливающие процедуры! проводятся с учетом состояния здо­ровья детей, перенесенных заболеваний, индивидуальных особен­ностей.

Формирование основных движений и двигательных качеств — одна из основных задач физического воспитания детей с наруше­ниями слуха, так как овладение основными движениями создает основу для нормализации жизнедеятельности ребенка. Обучение детей правильной ходьбе, бегу, лазанью, прыжкам, метанию оказы­вает эффективное воздействие на развитие всего организма. Сформированность основных движений обеспечивает возможности рас­ширения двигательного опыта, создает необходимую базу для ов­ладения более сложными движениями. Для формирования основ­ных движений используются подводящие упражнения, упрощаются некоторые условия их выполнения, В единстве с формированием основных движений развиваются двигательные качества: скорост­ные, скоростно-силовые, совершенствуются пространственно-вре­менные ориентировки, равновесие, воспитываются ловкость, вы­носливость.

Решение коррекционных задач связано с развитием и трени­ровкой функции равновесия, формированием правильной осанки, коррекцией и профилактикой плоскостопия, развитием дыхания, координации движений. Одной из важных коррекционных задач физического воспитания глухих и слабослышащих дошкольников является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахожде­ния детей и размещения инвентаря в зале, изменением направле­ния и условий движения. Детей необходимо упражнять в быстром выполнении ряда движений, развивать их двигательную реакцию в играх, изменять условия применения сформированных навыков и умен1гй-.-Использование звукового сопровождения на занятиях по физическому воспитанию помогает развитию чувства ритма, виб­рационной чувствительности, различению медленных и быстрых звучаний, что, таким образом, способствует развитию слухового восприятия.

Физическое воспитание детей связано с развитием речи и рече­вого общения. Выполнение движений сопровождается использова­нием речевых инструкций воспитателем. В зависимости от возрас­та детей и этапа обучения они предъявляются устно и письменно (на табличках), устно-дактильно (в детском саду для глухих). По мере овладения детьми значениями слов и инструкций речевой ма­териал предъявляется устно./Дети усваивают слова, обозначающие движения, физкультурные снаряды, игрушки, учатся применять эти слова в общении с другими детьми и педагогом в процессе подвиж­ных игр, выполнения упражнений. Использование речевого мате­риала должно быть хорошо продумано и регламентировано воспи­тателем с тем, чтобы не снижать моторной плотности занятий.

В процессе физического воспитания у детей развивается произ­вольное внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу, а затем и самостоятельно выполнять уп­ражнения, ориентируясь на словесные инструкции. Дети учатся действовать в коллективе, согласовывая свои действия с действи­ями других детей, помогать им, проявлять инициативу, самостоя­тельность, выдержку в играх и упражнениях. Достижение успеха в выполнении заданий и упражнений способствует формированию у старших дошкольников оценки собственных возможностей, поло­жительно отражается на личностном развитии ребенка. Важное значение для дальнейшего физического развития приобретает фор­мирование у дошкольников интереса к занятиям физкультурой, участию в играх, соревнованиях.