logo

§ 3. Формы и средства физического воспитания

Физическое воспитание осуществляется в процессе всей коррекционно-воспитательной работы. Основными формами физическо­го воспитания являются: утренняя гимнастика, подвижные игры на прогулках и в перерыве между занятиями, физкультминутки, фо­нетическая ритмика, музыкальные занятия, занятия по физическо­му воспитанию.

, Утренняя гимнастика способствует переходу организма ребенка от сна к бодрствованию, готовит к активной деятельности в тече­ние дня, создает необходимый тонус. Утренняя гимнастика прово­дится во всех возрастных группах под руководством воспитателя. Комплекс упражнений соответствует возрасту, индивидуальным возможностям детей включает знакомые детям, отработанные. Упражнения на развитие координации основных движений, раз­витие равновесия, формирование правильной осанки. Перед нача­лом выполнения упражнений важно создать у детей хорошее на­строение, можно использовать звуковые сигналы (музыкальные инструменты) или музыкальное сопровождение (аудиозаписи). За­рядка проводится в хорошо проветренном помещении, где заранее подготавливаются необходимые атрибуты (мячи, флажки и др.). Обычно при проведении утренней гимнастики соблюдается следую­щая последовательность: ходьба, бег, улучшающие кровообращение и усиливающие дыхание, общеразвивающие упражнения, прыжки, подскоки, дыхательные упражнения. Подвижные игры проводятся на прогулках и в перерывах меж­ду занятиями. Они позволяют детям сменить вид деятельности, от­дохнуть после активной работы на занятиях. Игры между заняти­ями должны быть хорошо знакомы детям, просты и доступны для участия всех.

Организация игр на прогулке зависит от времени года и состоя­ния погоды. Необходимо также учитывать характер предшеству­ющей деятельности детей. В холодное время года целесообразно начать прогулку с бега, подвижных игр. В дождливую погоду орга­низуются малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства. Во время прогулок можно широко использовать бес­сюжетные игры, например серсо, кольцеброс, кегли; в старших груп­пах — элементы спортивных игр: волейбол, футбол, бадминтон и др. На прогулках можно обучать детей катанию на велосипеде, зимой — на санках, лыжах, коньках. На прогулках организуются спортивные развлечения, проводятся спортивные праздники.

В содержание прогулок могут включаться также и различные уп­ражнения на развитие движений и двигательных качеств, закреп­ление разученных на занятиях упражнений.

Свободная деятельность детей в дневное и вечернее время созда­ет хорошие возможности для двигательной активности, когда дети занимаются играми, рисованием, чтением, упражнениями на гим­настических снарядах. Их двигательной активностью необходимо руководить и следить, чтобы активные движения чередовались с за­нятиями за столом, спокойными играми, не допускать перевозбуж­дения в процессе коллективных игр.

Физ.минутки обеспечивают смену деятельности детей на заняти­ях, создают возможности для кратковременного отдыха. Физкульт­минутки проводятся, как правило, в середине занятия, после по­явления признаков утомления. Длительность физкультминутки — 3—5 минут, в нее включаются несколько упражнений, которые обыч­но носят игровой характер, или подвижная игра. Целесообразно свя­зывать движения с содержанием занятия: например, имитировать катание на коньках или лыжах, бросание снежков в процессе заня­тия по теме «Зима», подражать движениям животных при изучении соответствующей темы.

В некоторых случаях, по желанию сурдопедагога, взамен физ­культминутки может быть проведена фонетическая ритмика, в ко­торой различные движения сочетаются с произнесением речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз), отработкой ритмико-интонационной стороны речи.

Музыкальные занятия — также одна из форм физического вос­питания дошкольников с нарушениями слуха. Они направлены на восприятие музыки, развитие голоса, развитие ритма движений. На музыкальных занятиях дети много двигаются: танцуют, игра­ют, выполняют упражнения, участвуют в подвижных играх. В со­держание музыкальных занятий включаются простые движения (ходьба, бег, прыжки, хлопки, притопы) и более сложные (элемен­ты танца). В процессе музыкальных занятий у детей формируется чувство ритма, которое положительно влияет на движения детей, делает их более координированными, ритмичными. В процессе танцев, пения нормализуется дыхание и связанная с этим слит­ность речи.

Занятия по физической культуре проводятся в разных возраст­ных группах 3—4 раза в неделю. Часть из них проходит с группой детей в специально оборудованном зале, остальные — на участке или с группой в комнате. Структура занятий по физическому вос­питанию в специальных садах, как и в массовых включает три ча­сти: вводную, основную и заключительную. Во вводной части важ­но подготовить детей к основной физической нагрузке. Вводная часть включает в себя построение, объяснение задач, ходьбу, крат­ковременный бег и несложные упражнения, подготавливающие к выполнению основной нагрузки. В основную часть входят обще-развивающие упражнения, развитие основных движений и подвиж­ная игра. Комплекс общеразвивающих упражнений состоит из уп­ражнений для разных групп мышц: упражнения для мышц шеи, плечевого пояса и рук; для мышц туловища; для ног. В заключи­тельной части предлагается легкий бег, спокойная ходьба, упраж­нения на внимание, координацию движений, подводятся итоги.

Структурные части занятия отчетливо выделяются в старшей и подготовительной группах, а в младших группах выделение частей занятия довольно относительно.

Моторная плотность занятий зависит от способов организации детей. На занятиях по физическому воспитанию используются фронтальный, поточный, поочередный и индивидуальный способы организации детей. Дети преддошкольного и младшего дошкольно­го возраста чаще всего выполняют движения вместе (фронтально) или индивидуально; старшие дошкольники — поточно или по под­группам. Все способы организации должны сочетаться таким обра­зом, чтобы физическая нагрузка, приходящаяся на каждого ребен­ка, была равномерной, а моторная плотность занятий — высокой.

Во время проведения занятий используется имеющееся оборудо­вание зала: гимнастическая стенка, скамейки, лестницы, доски, мостик-качалка, стойки для прыжков, мячи, обручи, канат и др. На занятиях во всех возрастных группах используется звуковое сопро­вождение: удары в бубен или барабан, которые служат сигналом для начала и окончания движений, их смены, регулирования скорости ходьбы, бега, частоты прыжков.