logo

§ 4. Содержание и методы физического воспитания

Содержание физического воспитания дошкольников с наруше­ниями слуха во всех возрастных группах определяется общими за­дачами и необходимостью коррекции недостатков в физическом и моторном развитии и их предупреждении.

Основное внимание в работе с детьми преддошкольного и млад­шего дошкольного возраста необходимо уделить развитию двигатель­ной активности, формированию произвольного внимания, умению подражать действиям взрослого, формированию навыков поведе­ния в зале, развитию эмоционально-волевой сферы. Формирование основных движений происходит путем включения их в доступной форме в содержание занятий. Обучение ходьбе, бегу проводится по показу воспитателя, с включением интересных детям игровых мо­ментов: пойти в гости к кукле, добежать до домика мишки и др. Дети овладевают различными видами прыжков (на месте, с пово­ротом, перепрыгивать через веревку, спрыгивать с доски). Детей также обучают ползанию, лазанью, перелезанию.

В средней группе повышается степень сложности упражнений и изменяются условия их выполнения. Повышаются требования к качеству основных движений: дети должны уметь спрыгивать на полусогнутые ноги, правильно координировать движения рук и ног в ходьбе и беге, самостоятельно лазать. Важно научить детей пра­вильно вести себя в коллективных играх, выдерживать свою роль, согласовывать свои движения с действиями других детей. Развива­ется умение реагировать на звуковые сигналы.

В старшей группе важно учить детей самостоятельно выполнять упражнения не только по образцу, но и по словесной инструкции. Двигательные навыки закрепляются в процессе повышения труд­ности упражнений, увеличения темпа. Особое значение придается формированию хорошего (в соответствии с возрастом) качества движений. В процессе коррекционной работы особое внимание уделяется усложнению упражнений для развития равновесия, а также развитию пространственного ориентироввания в процессе подбора специальных упражнений и подвижных игр. На этом эта­пе обучения с целью достижения высокой моторной плотности за­нятий чаще всего используются фронтальный, поточный или подгрупповой способы организации детей.

Дети подготовительной группы должны уметь владеть основными движениями, самостоятельно выполнять серию последовательных движений в ходьбе друг за другом, уметь ориентироваться в усложня­ющихся пространственных условиях (в играх). Требования предъяв­ляются также к поведению в коллективе, умению согласовывать свои действия с действиями других детей в подвижных играх, эстафетах.

На разных этапах обучения используются такие методы, как по­каз, помощь, страховка, действия по словесной инструкции, однако их объем на разных годах обучения различается.

Показ как метод обучения используется в работе и с младши­ми дошкольниками, и на занятиях со старшими детьми. В процес­се показа детям дается образ движения в его целостном виде, без акцентирования внимания на отдельных элементах. Правильность показа, его точность — одно из важных условий обучения. Не­брежная, неточная демонстрация движений может повлечь непра­вильное воспроизведение детьми. Для старших детей движение может быть предложено в расчлененном виде с целью обучения элементам техники. Наблюдая движение, дети должны хорошо его видеть, а также наблюдать за выполнением движения други­ми детьми.

В работе с младшими детьми, а также с дошкольниками, имею­щими нарушения равновесия и пространственной ориентировки, важна помощь взрослого. Взрослый выполняет некоторые движе­ния вместе с ребенком, например удерживает его руки при ловле мяча, переставляет ноги при лазанье по гимнастической стенке. И в старших группах детям необходима помощь при выполнении уп­ражнений на равновесие.

Страховка используется на всех годах обучения при выполнении координационно трудных упражнений, а также для предотвраще­ния возможных травм: в лазанье по гимнастической стенке, спрыгивании и др.

По мере усвоения детьми движений, которые демонстрирова­лись первоначально педагогом, дети начинают воспроизводить их по словесной инструкции. В зависимости от возраста детей, их двигательного опыта, состояния слуха и речи воспитатель исполь­зует разные формы речи. В ясельной и младшей группах названия предметов, действий, побуждения предъявляются устно и для луч­шего восприятия и усвоения фиксируются письменно (на таблич­ках). По мере усвоения слов они предъявляются устно, к таблич­кам воспитатель обращается при предъявлении новых слов или же недостаточно усвоенных детьми. В детских садах для глухих в средней группе новые слова могут предъявляться устно-дактильно, а после их усвоения — устно. Инструкции должны быть кратки­ми, понятными детям, так как необходимость разъяснения значе­ний слов снижает моторную плотность занятий. В случаях непо­нимания детьми значений слов воспитатель использует показ в сочетании со словесной инструкцией, а затем опять предъявляет инструкцию.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Назовите основные нарушения в моторном развитии детей раннего и до школьного возраста с нарушениями слуха.

  2. Чем обусловлены отклонения в физическом и моторном развитии ДОШ кольников с нарушениями слуха?

  1. Каковы задачи физического воспитания глухих и слабослышащих дошколь­ников? Выделите среди них задачи, имеющие коррекционную направленность.

  1. Проанализируйте режим дня (в приложении к Программе воспитания и обучения слабослышащих детей) и определите длительность сна и бодрство­вания, время занятий, прогулок, свободной деятельности в разных возрастных группах.

  2. Проанализируйте программу по физическому воспитанию и подберите упражнения для утренней гимнастики в младшей группе.

  3. Назовите основные формы физического воспитания дошкольников с на­рушениями слуха.

  4. Каковы основные задачи занятий по физической культуре в разных воз­растных группах?

  5. Посетите занятие по физической культуре в одной из групп детского сада для глухих и проанализируйте используемые методы.

Литература

Коржова А. А. Физическое воспитание детей с нарушениями слуха // До­школьное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.

Трофимова Г. В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слу­ха. - М., 1979.

Трофимова Г. В. Проблема гиподинамии в специальных дошкольных учреж­дениях и пути ее преодоления // Дефектология. — 1978. — № 4.

Физическое воспитание // Воспитание и обучение глухих детей дошколь­ного возраста: Программа. — М., 1991.

Физическое воспитание // Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: Программа. — М., 1991.