logo

§ 1. Задачи и содержание социально-личностного развития

Социальное развитие ребенка является многогранным процес­сом, предполагающим присвоение культурных и нравственных цен­ностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосоз­нания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая рольсоциального воздействия на развитие ребенка, Л. С. Выготский ви­дел последствия отклонений в развитии в «смещении тех систем, ко­торые определяют все функции общественного поведения ребенка» (с. 51, т. 5), определял их как «социальный вывих». Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется инфор­мацией о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла по­ступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нрав­ственных представлений и чувств. В специальных психологических исследованиях отмечаются не дифференцированность эмоциональ­ных реакций детей с нарушениями слуха, слабость оценки и само­оценки, большая зависимость от мнения других людей (Н. Г. Мо­розова, Б. Д. Корсунская, Е. И. Исенина, В. Петшак и др.).

Дети с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих по­ступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлени­ях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти труд­ности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов ру­ководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие - негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреж­дениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельно­сти, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.

Различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно. В большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания до­школьников с нарушениями слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития (Н. A. Pay, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова). В ряде исследований раскрыты возможности лично­стного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специ­ального обучения (Л. П. Носкова, 1989).

Специальная организация обучения детей, при котором происхо­дят познание окружающей социальной действительности, форми­рование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребен­ком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Вы­готский видел «начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983).

Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жиз­ни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: фор­мирование взаимодействия и общения ребенка со взрослыми; разви­тие общения ребенка со сверстниками и формирование межлично­стных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосред­ственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обога­щением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием лич­ностных качеств.