logo

§ 3. Развитие общения ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения соци­альными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. Психологами подчеркивается, что «практика взаимо­отношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности» (Д. И. Фельдштейн, 1989). В услови­ях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в органи­зации межличностного общения детей, имеющих нарушения слу­ха, принадлежит взрослым.

Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступа­ющие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в оди­ночку или с воспитателем. Одна, из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстни­кам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и за­нятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуж­дают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей. На этом эта­пе общение детей организуется с учетом их индивидуальных инте­ресов и особенностей. Организуются простые игры парами, тогда мальчики по очереди катают мяч, девочки кормят куклу. Важно под­черкивать совместные игры детей. На характер взаимоотношений детей влияют оценки педагогом их действий, поэтому отрицатель­ные оценки следует делать очень осторожно, так как для детей с нарушениями слуха авторитет взрослого очень значим и они фор­мируют свое отношение к сверстнику, ориентируясь на мнение пе­дагога. Поэтому отрицательной может быть оценка плохих поступ­ков (ударил другого ребенка, разбрасывал игрушки).

Дети среднего дошкольного возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает по­требность в контактах с другими детьми у старших дошкольников.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Од­нако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Задача взрослых — помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, что­бы безынициативные дошкольники могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисова­нии, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими груп­пами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности. На занятиях по труду, строитель­ных играх и других коллективных видах деятельности важно оцени­вать общий результат труда и вклад каждого участника. Необходи­мо также подчеркнуть, что без совместной работы такой результат невозможен. Между детьми возникают дружба и привязанность. Не­которые дошкольники могут объяснить выбор своих друзей. Надо учить детей определять значимые мотивы взаимоотношений («Але­ша добрый, он помог Тане расставить посуду»), потому что ребята часто называют незначительные ситуативные причины (угостил кон­фетой) или же ориентируются на оценку педагога (хорошо говорит, хорошо занимается).

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительно­го отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Педагог организует анализ поведения детей, при­влекая мнение детей, помогая им выразить его, включая в свою речь необходимые слова, значения которых понятны детям в реальной ситуации (сказал неправду, обманул детей — обманщик; толкнул и ударил девочку — грубиян). Анализ социального опыта детей спо­собствует формированию нравственных представлений, понима­нию того, как нужно себя вести в отношениях с другими детьми и взрослыми. Анализ реальных ситуаций подкрепляется игровыми, в которых дети демонстрируют взаимоотношения между персонажа­ми. Важнейшим фактором формирования нравственных представ­лений в старшем дошкольном возрасте становится чтение расска­зов, сказок, анализ взаимоотношений героев, мотивов их поступков, оценка их качеств. Однако работа эта будет эффективна в том слу­чае, если усвоенные представления будут переноситься и реали­зоваться в жизни детей. С этой целью не только анализируются стихийно складывающиеся ситуации, но и специально создаются про­блемные ситуации, в которых дети должны помочь малышам, новому ребенку и др. Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и по­ступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к дру­гим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко растормо­женные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходи­мо учить их обращаться к другим детям, выражать свое желание иг­рать, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга спо­собствует их более естественному вхождению в школьный коллек­тив и определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективиз­ма, умение участвовать в общем деле, ответственность за поручен­ное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.