logo

§ 1. Задачи работы с родителями

Успех в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха в дошкольном учреждении в значительной мере зависит от объеди­нения усилий педагогов и родителей, от того, как родители пони­мают задачи работы с ребенком и могут участвовать в их реше­нии.

Работа с родителями — важная сторона деятельности админи­страции и педагогов дошкольного учреждения. В проведении такой работы необходимо проявить не только профессиональную грамот­ность, но и деликатность, такт и сочувствие, а также последователь­ность и настойчивость. Безусловно, работа с родителями варьиру­ется в зависимости от типа дошкольного учреждения, в котором находится ребенок, и возможностей общения с ними. Работа с ро­дителями в условиях ежедневного посещения детского сада будет несколько отличаться от условий пятидневного пребывания детей, тем более от условий работы с родителями в интернатных учреж­дениях, где родители берут ребенка домой только в праздничные дни, на время летних каникул. Желание родителей систематичес­ки заниматься воспитанием ребенка, участвовать в его обучении зависит в значительной мере от того, насколько педагоги смогут установить с родителями контакты личного и делового порядка, увлечь своим примером работы с детьми, в доступной форме объяс­нить и продемонстрировать методы и приемы работы по различным направлениям.

В работе с родителями можно условно выделить следующие задачи:

Одним из условий решения этих задач является знакомство с со­ставом семьи каждого ребенка, характером воспитания ребенка. Информация о семьях детей должна быть многоплановой. Как пра­вило, она накапливается и пополняется в течение всех лет пребы­вания ребенка в дошкольном учреждении. В процессе знакомства с условиями воспитания в семье ребенка-дошкольника с нарушен­ным слухом педагогам необходимо иметь информацию по следую­щим вопросам:

Полученная педагогами информация при поступлении ребенка в группу и дополняемая по мере знакомства с родителями являет­ся основанием для построения модели работы, выбора форм и ме­тодов взаимодействия. Как правило, состав родителей, имеющих детей с нарушениями слуха, очень разнообразен как по социальной характеристике, общекультурному уровню, так и по отношению к ребенку, оценке его возможностей. Поэтому, безусловно, педагоги должны определить стиль общения с родителями, формы общей ра­боты. Со стороны педагогов важно не формальное осуществление плана работы с родителями, а участие в жизни ребенка и его семьи. Желание родителей участвовать в общей работе часто объясняется не жесткостью предъявляемых им требований, а увлеченностью сур­допедагога и воспитателей своей работой, любовью к воспитанникам, желанием добиться максимально возможного результата в развитии детей. Конкретная демонстрация развития некоторых дошкольников в результате обучения в детском саду, возможности их речевого об­щения со своими сверстниками, а также с незнакомыми людьми нередко производят значительно большее впечатление на родите­лей, чем лекции и рекомендации.