logo

§ 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком

Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошколь­ников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха должно способствовать осознанию ребенком себя среди де­тей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формирова­нию таких свойств личности, как самостоятельность, инициатив­ность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослы­шащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый оста­ется главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми. Характер взаимодействия взрослого с ребенком определяется ведущей деятельностью и потребностями возраста, развитие общения слышащего ребенка со взрослым в первые семь лет жизни прохо­дит несколько этапов (М. И. Лисина, 1986), которые необходимо учитывать и при организация взаимодействия с глухими и слабо­слышащими детьми, ибо, несмотря на изменение сроков появления разных форм общения у детей данной категории и ограничение средств коммуникации, последовательность их формирования сохраняется. У детей младенческого возраста это ситуативно -личностное общение, направленное на удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном воздействии взрослого. Этот тип общения стиму­лирует формирование перцептивных действий в разных анализатор­ных системах. Позднее появляется ситуативно-деловое общение, направленное на удовлетворение потребности детей в сотрудни­честве по поводу предметов и объектов. У младших дошкольников возникает внеситуативно-познавательное общение, тесно связанное с развитием познавательной деятельности ребенка. И, наконец, у детей старшего дошкольного возраста формируется внеситуативно-личностное общение со взрослым, который выступает как носитель социального опыта, источник информации о социальном окруже­нии. Организованное взрослыми взаимодействие с плохослышащими детьми должно ориентироваться на этапы развития общения в норме, способствовать его обогащению и переходу ребенка к более высокой форме.

Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми преддошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступив­шими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к со­трудничеству с. ним. Большинство малышей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального кон­такта, обеспечивая эмоциональный комфорт детей в группе. Учиты­вая тот факт, что многие глухие и слабослышащие дети астеничны, ослаблены вследствие перенесенных заболеваний, взрослые демон­стрируют ласковое отношение к ним, поглаживая ребенка, беря его на руки, заглядывая в глаза.

Очень важное значение для организации взаимодействия с него­ворящими детьми, поступившими в детский сад, имеет использо­вание различных средств общения. Во-первых, это устная речь, а у детей, глобально воспринимающих письменную речь, — и таблички с написанными словами и фразами. Во-вторых, это применение взрослыми и детьми естественных (используемых и слышащими детьми) жестов, мимики и движений тела, взглядов. По мнению Е. И. Исениной (1998), у глухих детей, воспитывающихся в ясель­ных группах специальных садов, появляются различные жесты, что свидетельствует о их стремлении к общению. Среди них преобла­дает указательный, встречаются жесты отрицания, запрета, широ­ко используются жесты привлечения внимания, имеется ряд изоб­ражающих (кушать, спать и др.). Если взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и поддерживать их использова­ние детьми, жесты могут исчезнуть из общения и тем самым огра­ничить его. При организации общения с неслышащим ребенком важно сконцентрировать внимание ребенка на предмете, так как без этого невозможно усвоение значений жестов и слов. Важное значе­ние имеет развитие взглядов, среди которых Е. И. Исенина выде­ляет указательный, контактный, «ищущий оценку» и соединяющий. Все эти виды взглядов развиваются в процессе совместной предмет­ной деятельности, когда взрослый фиксирует внимание на игруш­ках и действует с ними, тем самым привлекая взгляд малыша. Оцен­ка взрослыми действий ребенка, поддержание их или отрицание способствуют развитию взгляда, «ищущего оценку», который очень важен при организации взаимодействия и понимания взрослого плохослышащим ребенком.

Содержанием взаимодействия взрослых с детьми является пред­метная деятельность, в ходе организации которой педагоги созда­ют условия для развития познавательной активности ребенка, пони­мания функций предмета и его свойств, что интенсивно продвигает сенсорное развитие-ребенка, способствует развитию наглядных форм мышления. Такие разделы работы, как «Ознакомление с ок­ружающим миром», «Игра», «Изобразительная деятельность», в значительной степени способствуют формированию структуры предметной деятельности. На этом этапе важнейшее значение для познавательного и социального развития ребенка имеют формиро­вание способности к знаковому опосредованию в процессе исполь­зования предметов-заместителей, возникновение ассоциирования в процессе рисования.

Педагоги фиксируют внимание детей на взрослых, используя речь, мимику, жесты, привлекают внимание к их внешности, действиям. Так, обращая внимание детей на пришедшую в группу медсестру, педагог улыбается, приветственно машет рукой, побуждает детей подражать ее действиям, сопровождая это речью: «Тетя Оля при­шла. Привет. Катя, скажи: "Привет"». У ребенка формируется вни­мание к различным эмоциональным состояниям взрослых и детей (радость, огорчение, гнев). Педагоги демонстрируют сочувствие де­тям или взрослым, привлекая к этому других детей («Пожалей»). Детей учат наблюдать за действиями взрослых в детском саду, на участке, имитировать их с помощью жестов, воспроизводить в иг­ровых действиях. Вместе с педагогами дети рассматривают изоб­раженных на картинках людей, по возможности воспроизводят их действия, так как нередко их смысл непонятен детям с нарушени­ями слуха; Привлекая внимание к взрослым, необходимо фиксиро­вать внимание детей на лице говорящего, движениях органов арти­куляции, так как для развития языковой способности важны на блюдения за говорящими людьми.

В различных бытовых игровых ситуациях взрослые выражают свои эмоции и чувства, как положительные — по поводу успехов ребенка, так и отрицательные, связанные с его действиями и поведе­нием. .Важно использовать положительную оценку действий ре­бенка в присутствии других детей, выражая ее с помощью мимики, жестов и речи в устной и письменной форме («хорошо», «верно», «молодец», «умница»). Положительной оценки заслуживают дей­ствия детей по отношению друг к другу, их старание на занятиях. Неудовольствие педагоги выражают по поводу того, что нельзя де­лать: драться, обижать других детей, разбрасывать еду и т. п. Нельзя негативно оценивать неумение ребенка выполнить какие-либо за­дания, особенно связанные с речью. Постепенно, в процессе жизни в детском саду, у детей формируются представления о том, что хоро­шо, что плохо, что можно, а что нельзя делать. Дети должны пони­мать значение слов «можно», «нельзя», «плохо». Поддержка ини­циативы ребенка, признание его достижений развивают личностные качества детей, способствуют формированию активности, самостоя­тельности, познавательных интересов.

Взаимодействие взрослых с детьми среднего и старшего дошколь­ного возраста строится на другой основе, с учетом изменившихся интересов и форм деятельности.

С детьми среднего дошкольного возраста организуется общение на познавательные темы, которое может быть включено в различ­ные виды деятельности (игры, конструирование, труд в природе и др.). Взрослый должен пробудить интерес ребенка к миру природ­ных явлений и окружающего быта вызвать интерес к установлению некоторых явлений. В значительной степени это происходит в сю­жетной игре, где ребенок воспроизводит различные явления жизни. Складывающееся на этом этапе ролевое поведение способствует большему проникновению в смысл действий взрослых. Формиро­вание интереса к миру взрослых интенсивно осуществляется при ознакомления с окружающим миром: проведением наблюдений за деятельностью людей на экскурсиях, рассматриванием картинок, иллюстраций, слайдов.

Формирование социальных представлений и закрепление соци­ального опыта происходит также посредством игры, рисования, кон­струирования. Одним из них является речь, так как представления, не зафиксированные в речи, остаются нечеткими и недифференци­рованными. В средней группе в словарь включаются слова, необхо­димые для усвоения норм поведения и формирования нравственных представлений (помогает, заботится, ухаживает, добрый, заботли­вый). Формированию социальных представлений, усвоению нрав­ственных норм способствует чтение небольших текстов, в тематике которых отражена жизнь детей и взрослых. Связанное с чтением рас­сказывание, инсценирование, иллюстрирование способствует скла­дыванию этических и нравственных представлений. Роль чтения для глухих детей как важнейшего средства их нравственного воспитания подчеркивала Б. Д. Корсунская. Созданные ею тексты (книги для чтения, адресованные глухим дошкольникам, «Читаю сам», ч. 1—3) отражают различные сюжеты, связанные с деятельностью детей и взрослых и направленные на формирование понимания поведения взрослых и детей, его оценки, овладение такими понятиями, как «доб­рый», «заботливый», «трудолюбивый», «обманщик», «жадный». Сфор­мированные в связи с чтением и рассказыванием нравственные пред­ставления надо связать с событиями реальной жизни, примерами из жизни детей, иначе они могут быть формально усвоены, но дети не будут вести себя в соответствии с такими этическими нормами.

Взрослые создают возможности для демонстрации детям различ­ных эмоциональных состояний (радостное, печальное, рассержен­ное и т. д.), стремятся показать необходимость выражения сочув­ствия, помощи («Тетя Таня убирала в группе, она устала. Помогите ей собрать посуду»). Раскрытие мира чувств людей происходит в процессе всей жизни детей в детском саду, особенно полно — в раз­личных бытовых ситуациях, играх, чтении и рассказывании, инсце­нировании. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха невозможно без обогащения речи детей соответствующими слова­ми («рада», «доволен», «огорчился», «соскучился», «приятно», «не­приятно»), которыми пользуются взрослые в повседневной жизни, при организации игр и других видов деятельности. Вначале дети учатся понимать эти слова, а в их собственную речь они, как пра­вило, включаются в старшей и подготовительной группах.

Организация общения взрослых со старшими детьми, имеющи­ми нарушения слуха, строится с учетом расширяющегося интереса детей к миру взрослых людей, формированием новой формы обще­ния — внеситуативно-личностного, в процессе которого объектом внимания ребенка становится взрослый, к сотрудничеству с которым он стремится. Не у всех глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста формируется эта форма общения, однако взрос­лые должны направлять и подготавливать ее. Для старших дошколь­ников очень важны уважительное, равноправное отношение к ним со стороны взрослых, объективная оценка деятельности.

Мир взрослых отражается через сюжетно-ролевую игру, в кото­рой объектом интереса становится поведение людей, их взаимоот­ношения. Эмоционально насыщенное общение взрослых с детьми происходит и в театрализованной деятельности: инсценировках ска­зок, представлениях кукольного театра. На этом этапе интенсивно расширяются представления детей о труде и профессиях людей, в результате посещений детьми магазинов, почты, школы и других учреждений бытового назначения, а также театра, музея, цирка, где также формируются представления о правилах, нормах поведения и общения людей. Эти представления закрепляются и обогащаются в процессе просмотра мультфильмов, видеофильмов, рассматрива­ния альбомов, иллюстраций, игр, сюжетного рисования и др. В про­цессе этой работы происходит формирование интереса к труду, понимания его значимости, желания включиться в совместные со взрослыми действия.

В процессе работы по обогащению представлений о жизни взрос­лых важно фиксировать внимание детей на эмоциональном состо­янии людей, их настроении, уточнять причины смены настроения, Обязательно при этом уточнение значений слов, связанных с нрав­ственными и этическими понятиями, эмоциональными состояни­ями. Дети должны уметь пользоваться в соответствующих ситуаци­ях фразами, включающими объяснение причин смены настроения («Наталья Федоровна огорчена, потому что Катя заболела», «Ребя­та веселые, потому что сегодня праздник!»).

Особое значение для детей с нарушениями слуха имеет обуче­ние установлению контакта со взрослыми, поддержание общения, овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях, при встречах и общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Взрослые должны демонстрировать образцы такого поведения во время прихода в группу сотрудников детского сада, родителей, но­вых людей, побуждая детей сначала к подражанию, а затем и к са­мостоятельным действиям. Для детей с нарушениями слуха особое значение имеет выбор расстояния для общения, умение смотреть в лицо говорящего человека, внимательно выслушивать его до конца, уметь переспросить в случае непонимания. Детей нужно учить при­ветливо улыбаться, знать основные формы обращений при встре­че, прощании, при необходимости извиниться, поблагодарить, об­ратиться к незнакомому человеку. Очень важно развивать у детей этой категории собственную инициативу в установлении контактов со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми, а не делать это только по инструкции педагога типа «поздоровайтесь», «попрощай­тесь».

Нa всех этапах общения с глухим или слабослышащим ребенком для развития его личностных качеств важное значение имеет оценка его действий взрослым. Оценивается не поведение в целом, а конк­ретные поступки и достижения ребенка («Ты поступил правильно: уступил место Алене»). Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.