logo

§ 1. Из истории вопроса

Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло зна­чительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление ро­дителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обуслов­лено желанием развивать умственные способности ребенка и приоб­щать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обу­чения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период фор­мируются многие навыки, закладывается характер.

О необходимости раннего обучения глухого ребенка в семье, раз­витии его речи передовые сурдопедагоги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появления общественного воспитания дошкольников с нарушениями слуха. В отечественной сурдопедагогике мысли о необходимости раннего воспитания глухого ребенка в семье были высказаны В. И. Флери в его труде «Глухонемые, рассматриваемые в отношении к их состоянию и к способам образования, самым свойственным их природе» (1835). Одним из важнейших факторов развития и формирования личности глухого ученый считал забо­ту, внимание и любовь к ребенку, которыми должны окружить его близкие люди, в первую очередь мать. Она же должна стать пер­вым воспитателем ребенка, для которого может сделать очень мно­го. В. И. Флери подчеркивал важность первых лет жизни для обу­чения речи, первым словам, которые ребенок может усвоить на основе зрения по подражанию. «Чем моложе глухонемой, тем бо­лее способен он в том успевать», — утверждал В. И. Флери.

Идею раннего воспитания и обучения глухих детей в семье ши­роко пропагандировали Н. А., Е. Ф. и Ф. A. Pay, которые организо­вывали консультации и курсы для матерей глухих детей, давали рекомендации по вопросам формирования словесной речи и другим проблемам воспитания и обучения. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и методических рекомендаций для родителей глухих и тугоухих детей.

В 50—60-е гг. проблемой воспитания в семье активно занималась Б. Д. Корсунская, которой была написана книга «Воспитание глу­хого дошкольника в семье» (1970), содержащая ряд полезных со­ветов и рекомендаций по воспитанию и обучению глухих детей до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном уч­реждении. В книге показана роль формирования движений, обу­чения разным видам деятельности для развития речи глухого ребен­ка, даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье. Основное внимание автор уделяла вопросам раз­вития речи: работе над значениями слов и накоплению словарного запаса; развитию разговорной и описательно-повествовательной речи; обучению дактильной речи как средству общения и способу раннего обучения чтению, способствующему умственному и нрав­ственному развитию; формированию устной речи. В работе по раз­витию речи Б. Д. Корсунская рекомендовала родителям наряду с устной и письменной речью широко использовать дактилологию.

В 60—70-е гг. А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская и Э. И. Леонгард прове­ли исследования, выявившие значительные возможности семейного воспитания глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста. Эти возможности были обусловлены ранним началом об-щеразвивающей и коррекционной работы, созданием речевой среды в семье, использованием слуховых аппаратов, длительной работой по развитию речевого слуха как основы для развития навыков слухо-зрительного восприятия речи и формирования ее произносительной стороны, специальной работой по развитию письменной речи.

Эти же авторы подготовили методические рекомендации в виде «Заданий для родителей», пользуясь которыми многие родители смогли начать работу по развитию детей в первые два года жизни и проводить ее в течение всего дошкольного периода, обеспечивая высокий уровень общего и речевого развития детей. Авторы пока­зали возможность интеграции глухих и слабослышащих детей в среду слышащих детей в массовых школах при условии обеспечения высокого уровня развития, достигнутого в дошкольный период.

Проблема помощи родителям, воспитывающим детей с наруше­ниями слуха в семье, в настоящее время рассматривается в работах Э. И. Леонгард, Е. Г. Самсоновой, Е. А. Ивановой, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымской и др. Их материалы содержат информацию по организации работы с детьми раннего возраста, а также рекоменда­ции родителям дошкольников, которые по ряду причин не посеща­ют специальные дошкольные учреждения. Причинами, побуждаю­щими родителей воспитывать детей дома, могут быть отдаленность места жительства семьи от специального дошкольного учреждения; физическая ослабленность ребенка; наличие комбинированных нарушений; нежелание родителей отдавать ребенка в дошкольное учреждение интернатного типа; неудовлетворенность отдельных родителей результатами обучения и уровнем развития детей в спе­циальном детском саду; нежелание разлучаться с ребенком и др.

Помощь родителям оказывают сотрудники сурдологических ка­бинетов и центров, педагоги специальных дошкольных учреждений, специалисты некоторых научных учреждений Москвы, Санкт-Пе­тербурга и других городов.

Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье плохослышащих детей содержатся также в журнале «В едином строю» (прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. суще­ствует рубрика «Университет для родителей».