logo

§ 3. Содержание и методы развития слухового восприятия

Основным содержанием работы по развитию слухового восприятия является обучение восприятию на слух речевого материала и нерече­вых звучаний. В содержание работы также включается обучение де­тей правильному пользованию звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования и индивидуальными аппаратами.

Специальная работа предусматривает формирование умения раз­личать, опознавать и распознавать речевой материал только на слух, исключая зрение. Содержание работы по развитию слухового вос­приятия является одинаковым для глухих и слабослышащих детей, однако требования программ дифференцируются с учетом различ­ного состояния слуха этих двух групп детей.

Развитие слухового восприятия происходит по этапам. Первона­чально детей учат реагировать на различные неречевые и речевые звуки. Эта работа проводится с детьми преддошкольного и младше­го дошкольного возраста. В процессе этой работы у детей вырабаты­вается условная реакция на звучания: их учат в ответ на восприня­тый звук выполнять определенные действия. Эта работа начинается с детьми преддошкольного возраста и проводится как на материале звучаний игрушек (барабана, бубна, гармони), так и на основе ис­пользования речевого материала (слогов, слов). Условием ее прове­дения является умение следить за действиями взрослого, подражать им, выполнять различные действия по его сигналу: начинать топать по движениям флажка или другому сигналу. Сначала условно-дви­гательная реакция формируется на слухо-зрительной основе, а ког­да у всех детей будет выработана четкая реакция на звучание игрушки на основе слухо-зрительного восприятия, звучание предлагается только на слух (игрушка располагается за ширмой), от детей требуется воспроизведение соответствующих движений и лепетных слов. Формируется реакция на звучание различных игрушек: дудочки, металлофона, погремушки, шарманки. Работа по формированию ус и >и но-двигательной реакции на неречевые звучания ведется на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Параллельно формированию условно-двигательной реакции на неречевые звучания проводится работа по выработке условной ре­акции на речевые звучания, которыми являются в основном раз­личные слогосочетания. В процессе условно-двигательной реакции на звуки выясняется расстояние от уха ребенка, на котором он вос­принимает речевые звуки, предъявляемые голосом нормальной громкости, а при отсутствии реакции — голосом повышенной гром­кости. У слабослышащих детей, дающих четкую реакцию на голос разговорной громкости на расстоянии больше 1 м, формируется и условно-двигательная реакция на шепотную речь.

На всех годах обучения глухих и слабослышащих дошкольников проводится работа по различению неречевых звучаний и речевого материала. Различение на слух связано с предъявлением знакомого по звучанию неречевого и речевого материала при ограничении его вы­бора и наличии наглядного подкрепления значений слов и фраз в виде игрушек, картинок, пиктограмм, схем, табличек.

В ходе работы по развитию слухового восприятия детей учат не только реагировать на звучания различных музыкальных инструмен­тов и игрушек, но и различать звучащие инструменты, определять громкость, длительность, высоту, слитность, темп, ритм, дифферен­цировать жанры музыкальных произведений (марш, вальс, полька), оркестровое, хоровое, сольное пение, мужской и женский голоса, раз­личать голоса животных, некоторые бытовые шумы. Эта работа про­водится на фронтальных занятиях, ее элементы включаются также в музыкальные занятия.

Работа по развитию неречевого слуха связана с обучением раз­личению звучания музыкальных игрушек. Используются те игруш­ки, которые доступны всем детям группы и на которые сформиро­вана четкая условная реакция. Прежде чем различать звучание двух игрушек на слух, дети учатся дифференцировать их на слухо-зрительной основе, затем уточняется звучание каждой игрушки на слух. При различении звучания игрушек на слух дети воспроизво­дят соответствующие движения, воспроизводят лепетное или пол­ное слово, указывают на игрушку после прекращения ее звучания за экраном. Сначала проводится обучение различению звучания двух игрушек, а затем выбор увеличивается до трех и более.

В процессе работы по развитию речевого слуха большое внима­ние уделяется различению речевого материала. В качестве речево­го материала в зависимости от этапа обучения и состояния слуха ребенка используются звукоподражания, лепетные и полные слова, словосочетания, различные типы фраз (сообщения, побуждения, вопросы), четверостишия. При отборе речевого материала педагог руководствуется необходимостью слов и фраз для общения, степе­нью понимания их значения. Начинается эта работа с различения двух слов (лепетных или полных) при наличии соответствующих игрушек или картинок, табличек. Слова сначала воспринимаются слухо-зрительно, при условии хорошего слухо-зрительного разли­чения уточняется звучание на слух каждого слова, а затем педагог предъявляет слова только на слух. После прослушивания слова ребенок повторяет его и указывает на соответствующую картинку или игрушку. Постепенно увеличивается количество слов для раз­личения — 3—4—5 и более. Наряду со словами для различения пред­лагаются фразы, словосочетания. При предъявлении вопросов или фраз побудительного характера ребенок должен ответить на вопрос или выполнить действие (после прослушивания фразы «Возьми ка­рандаш» ребенок берет лежащий среди других предметов карандаш). Для различения подбираются различные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные и др.) из различных тематических групп.

Более высокий уровень развития слухового восприятия дошколь­ников связан с обучением опознаванию на слух речевого материа­ла. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъ­является без какого-либо наглядного подкрепления. К обучению опоз­наванию приступают после того, как ребенок научился различать небольшое количество лепетных и полных слов. Для опознавания предлагается знакомое слово, которое прежде ребенок учился разли­чать. Ребенок слушает, называет слово или демонстрирует действие. В случае правильного ответа педагог показывает соответствующую картинку или табличку. Обучение различению и опознаванию ре­чевого материала тесно взаимосвязано. Новые речевые единицы дети сначала учатся различать при наличии наглядной опоры, а затем опознавать. В случае затруднений в опознавании слов или фраз они предлагаются для различения, а затем вновь для опозна­вания. Глухих и слабослышащих детей учат различать и опозна­вать речевой материал со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. При работе с индивидуальными аппаратами и без аппаратуры важно увеличивать расстояние от ребенка, на котором он может различать или опознавать речевой материал.

В качестве речевого материала для обучения опознаванию ис­пользуются не только слова и фразы, но и короткие стихи (четве­ростишия), тексты. Более сложной оказывается для детей, особен­но глухих, работа с содержанием небольших текстов. Подготовка к восприятию текстов связана с обучением его пониманию на слухо-зрительной основе, а затем различению и опознаванию нескольких взаимосвязанных фраз повествовательного характера. О полноцен­ном восприятии на слух небольшого текста свидетельствует точное опознавание отдельных слов и фраз, правильные ответы на вопро­сы по его содержанию. Со слабослышащими детьми уровень этой работы должен быть значительно выше, так как дети воспринима­ют на слух не только знакомые, но и новые тексты.

По мере формирования навыков опознавания речевого материа­ла детей учат воспринимать на слух новые по звучанию слова, фра­зы, т. е. распознавать их. Обучение распознаванию связано с предъяв­лением сразу на слух новых по звучанию слов или фраз, которые прежде ребенок не слышал. Обучение распознаванию имеет очень большое значение для детей со сниженным слухом, так как оно сти­мулирует слуховые возможности детей, учит связывать знакомые по значению слова с их звучанием. При обучении распознаванию детей побуждают повторить слово так, как они его услышали: воспро­извести его контур, отдельные фрагменты. В случае затруднений распознавания речевой единицы она предъявляется для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатывается на уровне различения и опознавания.

В качестве методических приемов при обучении различению или опознаванию речевого материала используются демонстрация пред­мета или картинки, выполнение действий, ответы на вопросы, рисо­вание, работа с сюжетной картинкой, серией картин по знакомой тематике, складывание разрезной картинки с изображением предме­та, название которого предлагается на слух, работа с использовани­ем фланелеграфа, дидактические игры. Разнообразие методических приемов при обучении различению и опознаванию речевого матери­ала имеет важное значение для детей дошкольного возраста, потому что превращает слуховые тренировки в интересную для ребенка игру.

Задания и вопросы для самостоятельной работы

  1. Какое значение имеет развитие слухового восприятия для глухих и сла­бослышащих дошкольников?

  2. Каковы основные принципиальные положения современной системы ра­боты по развитию слухового восприятия дошкольников с нарушениями слуха?

  3. Определите задачи работы по развитию слухового восприятия глухих и слабослышащих дошкольников.

  4. Какие формы работы по развитию слухового восприятия используются в дошкольных учреждениях?

  5. Уточните значение терминов «восприятие», «различение», «опознава­ние», «распознавание».

  6. Проанализируйте содержание работы по развитию слухового восприятия в программах для глухих и для слабослышащих дошкольников и определите различия в их содержании.

7. Подберите дидактические игры, которые могут быть использованы при проведении работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных за­нятиях.

Литература

Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М., 1990.

Кашинская К. П. К вопросу о развитии речевого слуха у слабослышащих дошкольников // Дефектология. — 1977. — № 1.

Кузьмичева Е. П. Методика развития слухового восприятия глухих учащих­ся. - М., 1991.

Леонгард Э. И. Основные принципы работы по развитию слухового воспри­ятия у глухих и слабослышащих дошкольников // Дефектология. — 1977. — № 6.

Лях Г. С, Марусева Э. М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. — Л., 1979.

Нейман Л. В. Слуховая функция у тугоухих и глухонемых детей. — М., 1961.

Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Развитие слухового восприятия и обуче­ние произношению // Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. - М., 1993.