5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
Исследование звуками пороговой интенсивности не дает полного представления о способности слуховой системы воспринимать разнообразные, постоянно встречающиеся в повседневной жизни звуковые раздражители, интенсивность которых намного превышает пороговую, в частности звуки разговорной речи. Поэтому проверка слуха осуществляется также в широком диапазоне интенсивностей тонов (рис. 43). По данным измерений строятся кривые равной громкости.
Разумеется, диагностические пробы, основанные на анализе восприятия звуковых сигналов надпороговой интенсивности, представляют интерес только в сопоставлении со слуховой чувствительностью. Поскольку сведения о пороговых ощущениях не могут обеспечить исследования надежными критериями социальной
адекватности слуха, так как слуховое общение между людьми осуществляется на надпороговых уровнях интенсивности, исследуют кривые разной громкости.
Оценка слуха по надпороговым тестам достаточно сложна. Основу надпороговой аудиометрии составляет чисто клиническое наблюдение повышения уровня громкости у некоторых тугоухих больных. Явление такого обострения громкости характеризуется как неприятное ощущение. Но именно этот признак получил название феномен ускоренного нарастания громкости (ФУНГ), или, не это принято в иностранной литературе, рекрютмент (рис. 44).
Например, для восприятия тона 1 ООО Гц больным ухом требуем усиление его громкости до 40 дБ. Если подать на оба уха тон BOO Гц интенсивностью 50 дБ, то ощущение громкости в больном ухе будет 10 дБ (50 - 40 = 10), а в здоровом — 50 дБ. Если на оба уха подать тон 1000 Гц интенсивностью 70 дБ, то ощущение ёмкости в больном ухе может быть почти таким же, как в здоровом. Следовательно, в больном ухе наблюдается ФУНГ.
Для объяснения физиологической сущности этого явления предложены разные гипотезы: парабиоз в самих волосковых клетках кортиева органа и/или в нервных окончаниях вокруг них, нарушим эфферентной регуляции волосковых клеток, несогласованность деятельности наружных и внутренних волосковых клетках. В любом случае, однако, нарушение функции восприятия кости связано с состоянием волосковых клеток. Поэтому диагностический
гностический смысл ФУНГ можно свести к: 1) дифференцированию поражения рецепторов от поражения звукопроводящих структур уха; 2) дифференцированию поражения рецепторов и ретрокохлеарных образований, в частности слухового нерва. Основное значение метода — раннее выявление поражений слухового нерва.
Таким образом, этот тест позволяет выявить поражение в области улитки и отличить лабиринтное поражение (болезнь Меньера, профессиональная, старческая тугоухость и др.) от внелабиринтного (отосклероз, не поражающий внутреннее ухо; ретролабиринтные поражения ствола слухового нерва и спирального ганглия).
Заподозрить наличие ФУНГ можно при клиническом обследовании. О нем свидетельствуют жалобы больного на непереносимость громких звуков, особенно больным ухом, наличие диссоциации между восприятием шепотной и разговорной речи. Шепотную речь около раковины больной совсем не воспринимает, тог как разговорную слышит на расстоянии более 4 м. При проведении опыта Вебера происходит смена или внезапное исчезновение латерализации восприятия звука, при камертональном исследовании внезапно прекращается слышимость камертона, когда он медленно отдаляется от больного уха.
Существует более 30 методик обнаружения ФУНГ. Общепринятыми и наиболее распространенными считаются классически методы Фоулера, Люшера, Si-Si-тест, подробно описанные в учебниках по аудиологии.
Приведем пример одного из наиболее простых и часто используемых тестов — так называемого Si-Si-теста, который был предложен в 1959 г. американским аудиологом Джергером с соавторами. В отечественной литературе этот метод нередко именуется тестом ИМПИ (индекс малых приращений интенсивности). При его проведении обследуемому подают непрерывный сигнал надпороговой интенсивности, на фон которого каждые 5 с сила звука кратковременно (300 — 500 мс) и незначительно (до 1 дБ) возрастает, и это изменение испытуемый должен обнаружить. Процедура подачи сигнала при проведен теста ИМПИ схематично представлена на рис. 45. После подач нескольких десятков таких приращений рассчитывается процент
их обнаружения. У людей с нормальным слухом или у больных с поражением звукопроводящего аппарата процент обнаружения Новых приращений низкий и не превышает 30 — 50% (низкий индекс приращений). Иная картина наблюдается при поражении внутреннего уха: у таких больных процент обнаружения малых приращений весьма высок и достигает 80—100% (высокий индекс приращений).
Шумовая аудиометрия, или метод Лангенбека, основан на использовании маскировки шумом: на фоне действующего надпорогового шума исследуются пороги для чистых тонов. Преимущество шумовой маскировки объясняется тем, что в течение всей жизни человека слуховая система функционирует в окружении иного шумового фона. Поэтому способность слышать в условиях шума является обязательной функцией слуха, а сам шум в определенных пределах относится к привычным факторам воздействия на слуховую систему. Таким образом, применение шума при исследовании слуховой функции является физиологически обоснованным.
Для проведения исследования необходимо, чтобы тестирующий (эксперементальный) тон и маскирующий шум подавались в одно ухо одновременно. В норме экспериментальный тон воспринимается тогда, когда его интенсивность достигнет интенсивности маскирующего шума. В ухе с явлениями ФУНГ (поражение рецепторов) восприятие этого тона происходит при меньшей его интенсивности. При поражении спирального ганглия или ствола 8 нерва экспериментальный тон воспринимается лишь тогда, когда его интенсивность превосходит интенсивность маскирующего шума. Таким образом, шумовая аудиометрия дает возможность не только провести дифференциальную диагностику между мнением функций звукопроведения и звуковосприятия, но и выявить ретролабиринтные поражения.
Определение слуховой адаптации — тест для выявления изменений слуховых порогов как критерия громкости.
Адаптация — состояние, когда под влиянием звукового раздражителя, действующего в течение некоторого времени, повышается порог слухового восприятия. Адаптация зависит от интенсивности раздражителя и продолжительности его воздействия. При большой интенсивности раздражителя отмечается не только значительное понижение остроты слуха, но и распространение этого уменьшения на более высокие частоты по сравнению с теми, коре соответствуют звуковым раздражителям, вызывающим адаптацию.
Адаптация на высоких частотах выражена резче, чем на низких. Поражение кортиева органа обусловливает патологическую адаптацию — значительно большее понижение слуха, более широкий диапазон понижения и более медленное восстановление
слуха, чем при нормальном слухе. Патологическая адаптация наблюдается вместе с ФУНГ и, возможно, является причиной этого феномена.
Тест осуществляется так: после измерения порога слышимости обследуемому в течение 1 — 3 мин дается звуковая нагрузка в виде того же тона, но значительно превышающая пороговую интенсивность. После такой нагрузки порог слышимости обычно повышается, затем постепенно возвращается к исходному уровню. Степень повышения порога, ее быстрота и время нормализации (обратный ход адаптации) зависят от интенсивности, длительности и частоты примененного звукового раздражителя. Средние данные, полученные у лиц с нормальным слухом, являются критерием изменений адаптации при поражении слуха. При сенсоневральной тугоухости отмечаются значительно большее повыше ни слуховых порогов и более длительное, чем в норме, время восстановления их до исходного уровня. При кондуктивной тугоухости эти показатели почти такие же, как в норме.
Непосредственное измерение пороговой адаптации, или тест исчезновения (распада) тона, заключается в ступенчатом, обычно по 5 дБ, усилении порогового тона до тех пор, пока восприятие его не станет устойчивым. Мерой адаптации служит величина усиления звука (дБ), необходимая для длительного сохранения ощущения тона. Этот тест оказался полезным для диагностики сенсоневральной тугоухости.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания