17.4.3. Заболевания зрительного нерва
Атрофия зрительного нерва — заболевание, вызванное нарушением питания зрительного нерва. «Атрофия» происходит от двух латинских терминов: «а» — отрицание и «трофос» — питание. Иными словами, атрофия — это уменьшение размеров клеток, тканей и органов вследствие общих и местных расстройств питания. Проявляется постепенным безболезненным ухудшением зрения, особенно в сумерках. Причины — склероз сосудов головного мозга, воспаление, отек, нарушение кровообращения и сдавливание зрительного нерва, опухоли и кисты головного мозга, интоксикации. Нарушаются поля зрения: сужаются его периферические границы и/или выпадают центральные участки.
Атрофия зрительных нервов является причиной слепоты детей в возрасте до 6 лет в 18,0 % случаев, а в возрастном интервале от 7 до 18 лет — в 22,0%. Среди учащихся специальных школ-интернатов для слепых и слабовидящих атрофия зрительного нерва как причина слепоты составила 30,9 %, а как причина слабовидения — 20,8%. Это заболевание занимает от 14,4 до 23,0% в структуре слепоты жителей экономически развитых стран.
Различают первичную и вторичную атрофию зрительного нерва. К первичной относят атрофию, которой не предшествовали воспалительные явления или отек зрительного нерва; ко вторичной — ту, которая последовала за невритом или отеком зрительного нерва. По распространению дегенеративного процесса различают восходящую и нисходящую атрофию зрительного нерва. Если процесс начался с периферической части нерва, то атрофию называют восходящей, а если патологическим изменениям нерва предшествовали изменения высших отделов зрительного пути, — нисходящей. По причине (этиологии) выделяют несколько подгрупп заболевания: поствоспалительную атрофию; посттравматическую; посттоксическую; врожденную, в том числе: наследственную, постгипоксическую, выявленную после экстракции врожденной катаракты, в сочетании с аномалиями развития диска зрительного нерва; атрофию сосудистого генеза; атрофию после застойного диска зрительного нерва.
Атрофия зрительного нерва характеризуется побледнением диска и снижением зрительных функций. На глазном дне часто наблюдают сужение сосудов. При первичной атрофии границы диска четкие, при вторичной часто стушеваны. В тех случаях, когда центральное зрение поражено не полностью, заболевание именуют частичной атрофией, при полном отсутствии — атрофией зрительного нерва. При частичной атрофии зрительного нерва группа составляющих его волокон функционирует, другая — находится как бы в «дремлющем состоянии», а остальные безвозвратно разрушены. Основные принципы лечения частичной атрофии зрительного нерва заключаются в стимулировании жизнедеятельности сохранившихся нервных волокон. С этой целью назначают препараты, улучшающие кровообращение; лечится также основное заболевание, которое привело к атрофии зрительного нерва.
Застойный диск зрительного нерва — признак повышения внутричерепного давления. Жалобы — боли при движении глаз, дискомфорт, ощущение давления на заднем полюсе глазного яблока; в выраженных случаях — концентрическое сужение поля зрения. Причины заболевания — повышение внутричерепного давления, различные опухоли и кисты, воспаление оболочек головного мозга, повышение артериального давления.
Глаукома — заболевание зрительного нерва, связанное с нарушением его питания в связи с недостаточностью кровообращения и повышением внутриглазного давления. Если не проводить лечения, болезнь может привести к потере зрения, а по мере отмирания волокон зрительного нерва — даже к полной слепоте.
Напомним, что пространство между радужкой и роговицей — передняя камера глаза — заполнено прозрачной жидкостью, называемой водянистой влагой, которая вырабатывается цилиарными телами, расположенными вокруг хрусталика. В норме водянистая
влага вытекает из внутренней части глаза через зрачок в заднюю камеру глаза и затем поглощается кровотоком через трабекулярную сеть — систему тончайших дренажных канальцев вокруг внешнего края радужки. Благодаря этой жидкости хрусталик, радужка и роговица постоянно смачиваются и получают питание (водянистую влагу не следует путать со слезами, которые смачивают глаз снаружи). Давление внутри глаза поддерживается благодаря отрегулированному процессу образования и оттока водянистой влаги.
В большинстве случаев при развитии глаукомы нормальное давление жидкости (водянистой влаги) внутри глаза, называемое внутриглазным давлением (ВГД), медленно возрастает, оказывая прямое давление на волокна зрительного нерва и тем самым нарушая его питание.
Это происходит потому, что водянистая влага слишком медленно вытекает из глаза и накапливается в нем. Возможно нарушение оттока нормального количества внутриглазной жидкости — дренажные канальцы («живой насос») могут быть полностью перекрыты. В результате повышения внутриглазного давления возникает атрофия зрительного нерва. Основными признаками глаукомы являются: 1) изменения внутриглазного давления и поля зрения; 2) повышение внутричерепного давления; 3) органические нарушения в зрительном нерве. Характерно сужение поля зрения с внутренней, носовой, стороны. Органическое нарушение зрительного нерва является особым видом дистрофии в виде углубления типа воронки. Существенную роль в атрофии зрительного нерва играет соотношение внутриглазного и внутричерепного давления. Если оно больше 2, то атрофия зрительного нерва сопровождается деформацией решетчатой пластинки склеры. Это вызывает дополнительное натяжение волокон зрительного нерва.
Врожденная глаукома нередко сочетается с другими дефектами глаза или организма ребенка, но может быть и самостоятельным заболеванием. При повышении внутриглазного давления ухудшаются условия для циркуляции крови по сосудам глаза. Особенно резко страдает кровоснабжение внутриглазной части зрительного нерва.
Врожденные глаукомы встречаются относительно редко: 1 случай на 10000—20000 новорожденных. У 60% врожденные глаукомы появляются в первые 6 месяцев, у 80 % — на первом году жизни. Однако, если нарушения оттока выражены нерезко, то клинические проявления глаукомы могут отодвинуться на несколько лет (детская или юношеская глаукома). При обследовании новорожденных в родильных домах у 90 % из них заболевание можно диагностировать по ранним признакам. Самый главный признак — крупные красивые глаза. Если диаметр роговицы новорожденного превышает две клеточки тетради в клетку— это грозный признак, ребенка следует обследовать и выявить глаукому прежде, чем будет поврежден зрительный нерв. Другие ранние признаки
врожденной глаукомы: нежное диффузное помутнение роговицы (отек), углубление передней камеры (более 2 мм), замедление реакции зрачка на свет, покраснение глаза вследствие расширения сосудов, видных на «белке» глаза. Из-за того, что покраснение глаз педиатры и даже окулисты нередко принимают за воспаление соединительной оболочки глаз — конъюнктивит, назначают капли для его лечения, упускается время для раннего проведения операции. Из-за повышения внутриглазного давления, приводящего к болям в глазу, ребенок может быть беспокойным, плохо спать и есть. Также возможны светобоязнь, слезотечение из глаз.
Обследование детей на наличие или отсутствие у них врожденной глаукомы проводят, как правило, под наркозом или при углубленном медикаментозными средствами сне в специализированном глазном стационаре. При наличии признаков врожденной глаукомы проводят хирургическое лечение, направленное на восстановление нарушенных путей оттока внутриглазной жидкости. При рано выявленной глаукоме удается достичь стабилизации процесса в 80 % случаев.
Ребенок с оперированной глаукомой пожизненно находится под наблюдением окулиста. Для решения вопроса о том, достигнута ли стабилизация процесса после проведенной операции, в раннем детском возрасте практикуют ежегодное обследование под наркозом. Если процесс стабилизирован, растяжение глаза приостанавливается, зрительный нерв и сетчатка не страдают. При отсутствии стабилизации процесса применяют повторное хирургическое лечение.
Вторичная глаукома может возникнуть в результате травмы глаза, воспаления или опухоли, при которой нарушен отток водянистой влаги. Такая глаукома может быть хронической или острой. Глаукома может возникнуть у людей с заболеваниями сосудов сетчатки, особенно при диабетической ретинопатии.
Глаукома встречается часто. Мужчины болеют в 2 — 5 раз чаще женщин. Учитывая незаметное развитие болезни, можно предполагать, что она есть у многих людей, даже не подозревающих об этом. После вырождения желтого пятна и катаракты глаукома — третья основная причина слепоты.
Помимо возраста фактором риска возникновения глаукомы является наследственность — наличие болезни среди родственников, хотя механизм наследования неясен. Из других факторов известны травмы глаз, диабет, регулярное использование кортикостероидов (особенно глазных капель), повышающих внутриглазное давление. В специальных исследованиях показано его повышение под влиянием высокого кровяного давления и курения. Могут также сыграть отрицательную роль очень сильная близорукость и дальнозоркость.
Лечение глаукомы направлено на нормализацию внутриглазного давления и улучшение мозгового кровообращения. Возможна
на медикаментозная коррекция. Если она неэффективна, то назначают операцию, которая называется реваскуляризацией. Операция преследует цель улучшения оттока водянистой влаги, она формирует пути ее оттока.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания