3.2.4. Внутреннее ухо
Внутреннее ухо — система каналов височной кости с находящимися в ней рецепторами слуховой и вестибулярной сенсорной систем. Место расположения внутреннего уха относительно головы представлено на рис. 14. Взаимоотношение структур внутреннего уха весьма сложное, что оправдывает его название — лабиринт.
Внутреннее ухо состоит из преддверия, полукружных каналов и улитки (рис. 15).
Преддверие, центральная часть лабиринта, представлено круглым и овальным перепончатыми мешочками. Круглый мешочек сообщается с улиткой, овальный с полукружными каналами.
Рис. 14. Схёма расположения внутреннего уха в височной кости черепа и его соотношение со структурами лица человека
Полукружные каналы - верхний, задний и наружный расположены в трех взаимно-перпендикулярных плоскостях. Один из концов каждого канала расширенный и называется ампулой.
Преддверие и полукружные каналы относятся к периферическому отделу вестибулярного (пространственного) анализатора, или органа равновесия. В мешочках преддверия рецептором вестибулярного анализатора является отолитовый аппарат. Отолитовый рецептор состоит из волосковых и опорных клеток. Волоски клеток покрыты отолитовой мембраной, в состав которой входят шестигранной формы кристаллы — отолиты, образованные соля- 1 ми кальция и магния. В полукружных каналах рецептор органа равновесия состоит из волосковых (ресничных) и опорных клеток, образующих в ампуле каналов особый гребешок (см. рис. 15). В рецепторах преддверия и полукружных каналов к каждой чувствительной клетке подходит не одно, а несколько нервных волокон, поэтому гибель одного из них не влечет за собой гибели клетки.
Прямолинейные движения вызывают смещение отолитов в мешочках преддверия, а вращательные движения сопровождаются перемещением эндолимфы в полукружных каналах, что ведет к раздражению чувствительных волосковых клеток в гребешках ампул. По нервным волокнам вестибулярного нерва раздражения передаются в центральную нервную систему и вызывают ответные рефлекторные реакции, способствующие сохранению равновесия.
Улитка — костная структура внутреннего уха, выполняющая функцию рецепции звука. Улитка закручена в виде спирали (костный
Рис. 16. Вертикальный разрез через костную улитку:
2 — спиральный костный гребень;
3 — барабанная лестница;
4 — преддверная лестница
лабиринт). Спираль образует 2,5-52,75 оборота, начинается широким основанием и заканчивается суженной верхушкой (рис. 16).
Общая длина канала улитки примерно 35 мм. Центральный костный стержень, вокруг которого закручена спираль улитки (см. рис. 16), называется веретеном (модиолюс).
Внутри улитки по всей ее длине проходят две мембраны — основная и рейснерова, разделяющие улитку на три части — лестницы (рис. 17). Вестибулярная, барабанная и средняя лестницы заполнены несжимаемыми жидкостями (перепончатый лабиринт). Средняя лестница, в которой находится рецепторный аппарат слуха — орган Корти, заполнена эндолимфой. Эндолимфа средней лестницы сообщается с эндолимфой вестибулярного органа и имеет тот же состав. Состав эндолимфы поддерживается за счет секреторной функции сосудистой полоски, расположенной на наружной стенке средней лестницы.
Вестибулярная и барабанная лестницы заполнены перилимфой — внеклеточной жидкостью иного состава, чем эндолимфа. На верхушке
улитки вестибулярная и барабанная лестницы соединяются с помощью отверстия, которое называется геликотремой.
Происхождение лабиринтных жидкостей и их биохимический состав окончательно не выяснен. Большинство исследователей I считают, что перилимфа является ультрафильтратом сыворотки крови, циркулирующей в кровеносных сосудах перилимфатического пространства. Существуют мнение, что источником перилимфы является ликвор. По содержанию ионов К+, Na+ и Сl~ перилимфа близка к плазме крови.
В эндолимфе улитковой лестницы содержание ионов К+ в 100 раз больше, a Na+ — в 10 раз меньше, чем в перилимфе. Давление перилимфы и эндолимфы уравновешено, что обеспечивает определенный тонус перепончатого ушного лабиринта.
При попадании в ухо звуковой волны, приводящей в движение барабанную перепонку, а затем цепь слуховых косточек среднего уха, основание стремечка вдавливает эластичную мембрану овального окна, передавая давление в полость улитки через движение перилимфы (рис. 18). На основной мембране возникает бегущая волна.
В развернутом виде длина основной мембраны около 3,5 см, а ширина ее возрастает по направлению от овального окна к вершине. На основной мембране находится скопление чувствительных рецепторных клеток, фонорецепторов, входящих в состав органа Корти (рис. 19). Эти рецепторы являются механорецепторами, у позвоночных животных и человека они представлены волосковыми клетками. Количество волосковых клеток, каждая из которых несет до сотни волосков, составляет у человека около 28 тыс. Волосковые клетки располагаются в два слоя, разделенные между собой каналом небольшого размера — кортиевым туннелем. Внутренний слой содержит один ряд, а наружный — 3 - 5 рядов клеток. Общее число наружных волосковых клеток достигает более 20 тыс., а внутренних волосковых клеток — около 3,5 — 5 тыс. В кортиевом органе к каждой чувствительной внутренней волосковой клетке подходит только одно концевое нервное волокно, не дающее ответвлений к соседним клеткам, поэтому дегенерация
нервного волокна ведет к гибели соответствующей клетки. Волосковые клетки прикрыты сверху покровной, или текториальной, мембраной соединительнотканного происхождения. У покровной мембраны закреплен у костной стенки улитки только один край, второй свободен. Поэтому она скользит по структурам, расположенным под ней, особенно когда двигается основная мембрана при передаче звука во внутреннем ухе. Покровная (текториальная) мембрана сгибает волоски рецепторных клеток, погруженные в эндолимфу (см. рис. 19).
Бегущая волна вызывает движение основной мембраны с расположенным на ней рецепторным аппаратом органа Корти. Ширина основной мембраны возрастает в направлении от основания к верхушке улитки, но толщина ее уменьшается. В этом направлении уменьшается жесткость и упругость основной мембраны и соответственно увеличивается ее податливость. Деформация волосков рецепторных клеток органа Корти возникает благодаря скольжению по ним покровной мембраны, при этом воздействие на наружные волосковые клетки оказывается сильнее, чем на внутренние, поскольку основная мембрана закреплена. В результате деформации волосков и различий электрохимических свойств жидкостей внутреннего уха — [перилимфы и эндолимфы, заполняющих разные лестницы, возникает электрическая активность [рецепторных клеток и связанных с ними нервных окончаний.
Волокна основной мембраны улитки внутреннего уха имеют разную ширину, натяжение и толщину по длине улитки (рис. 20).
Поэтому они настроены на колебания различных звуковых частот: лежащие у основания улитки волокна резонируют при воздействии высоких частот, а лежащие у ее вершины — низких частот. Таким образом, место максимального отклонения основной мембраны связано с частотой звука: для звуков высокой частоты оно расположено у овального окна, для звуков низкой частоты — у вершины улитки (рис. 21).
Разные звуковые частоты преобразуются в различные по амплитуде отклонения Мембраны, локализованные в разных ее частях. Однако место максимального отклонения мембраны улитки, приводящее к возбуждению отдельных локально расположенных групп рецепторных волосковых клеток, недостаточно для восприятия информации о звуке. На уровне рецепторных клеток происходит трансформация механического процесса в электрический, преобразование акустических сигналов, поступающих из внешней среды, в формы активности, присущие нервной системе, — медленные электрические потенциалы и короткие импульсы.
Следовательно, роль улитки в восприятии звука состоит в том, что:
- улитка как рецепторный аппарат осуществляет преобразование акустической энергии звуковых колебаний в энергию возбуждения нервных волокон;
- в улитке осуществляется этап частотного анализа действующего звука, который основан на пространственном разграничении
областей базилярной мембраны, возбуждаемых различными звуковыми частотами. Восприятие различных звуковых частот осуществляется различными участками основной мембраны, тем самым в улитке закладываются основы пространственного механизма анализа частоты звука, который далее в ЦНС получает полное развитие. Колебания отражают время распространения звукового стимула вдоль его основной мембраны (т.е. за 5 мс), поэтому в улитке производится частотно-временной пространственный анализ звука.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания