11.1.3. Акустические свойства голоса
Акустические свойства разнообразных звуков, в том числе голоса, характеризуются силой, высотой, основной частотой и тембром.
Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем сильнее подсвязочное давление воздушной струи силы выдоха, тем больше амплитуда колебаний голосовых связок и соответственно больше сила звуков голоса. Энергия звука в гортани является результатом работы дыхательных и гортанных мышц, к Только незначительная ('/to— '/so) часть этой энергии растрачивается, остальная вызывает вибрацию тканей головы, шеи, груди. Чем больше сила подсвязочного давления, тем выше амплитуда колебаний голосовых связок. Однако коэффициент полезного действия голосового аппарата мал, гортанный голос не слишком силен, и в организме он усиливается специальными механизмами, дающими максимальный акустический эффект при минимальной мышечной энергии. К таким механизмам (это механизмы постановки голоса) относятся резонансные функции надставной трубы (полости глотки, рта, носа, придаточных пазух). Кроме того, очень важное значение имеют резонансные возможности грудной полости — они включают резонанс головы. Грудной резонанс особенно богат обертонами, он в наибольшей степени обеспечивает низкие тоны голоса. Головной резонанс обеспечивается вибрациями: черепа как единого цел ого, он используется для усиления высокочастотных колебаний голоса.
Высота голоса зависит от колебательных движений голосовых связок и определяется их длиной, толщиной, направлением (расположением) и напряжением. Длинные и толстые голосовые связки, не слишком натянутые (поэтому их напряжение слабое), при прохождении воздушной струи дают низкочастотные колебания. Они характерны для мужчин, у которых диаметр гортани существенно больше, чем у женщин.
Увеличение высоты звука возникает в результате усиления натяжения и напряжения голосовых связок за счет сокращения перстне-щитовидной мышцы. Есть предел натяжения связок, после; которого дальнейшее повышение частоты голоса невозможно. Тогда включается механизм уменьшения их длины, а именно той части голосовых связок, которая колеблется под действием потока воздуха.
Уменьшение длины связок происходит при сокращении поперечной мышцы гортани, прижимающей черпаловидные хрящи друг к другу. Поэтому задние концы голосовых связок не могут колебаться, а такая возможность сохраняется только у передней части голосовых связок. Укороченные и напряженные части голосовых связок колеблются с более высокой частотой. В конце концов наступает предел возможности изменения как напряжения, так и длины голосовых связок. Тогда включается механизм фальцета.
Важнейшей характеристикой является основная частота голоса, которая характерным образом изменяется в потоке речи. В сложном механизме регулирования основной частоты голоса важную
роль играют задаваемая мышцами гортани степень натяжения голосовых связок и величина подсвязочного давления, создаваемая дыхательной системой. Частота колебаний голосовых связок соответствует высоте издаваемого тона. Основная частота голоса — наиболее низкая частота колебаний голосовых связок. Она различается у мужчин и женщин, а также зависит от возраста человека (табл. 16).
У мальчиков и девочек в возрасте до 12—14 лет различия голоса невелики, диапазоны звуковых частот составляют:
8 -10 лет — 320 — 512 Гц;
10-12 лет - 290-580 Гц;
12-14 лет - 256-680 Гц.
Существенная доля информации, которая оказывается связанной с изменениями основной частоты голоса, относится к так называемым просодическим характеристикам речи (выражение повествовательной, вопросительной, восклицательной интонаций, ударений, словесных и особенно логических, обозначение незаконченности или оконченности фразы и пр.).
Наряду с основным тоном в гортани образуются дополнительные гармонические частоты голоса — обертоны, количество и сила звучания которых зависят от особенностей строения гортани, а также от величины и формы резонаторов надставной трубы. Определенное сочетание обертонов обусловливает тембр («окраску») голоса, который индивидуален у каждого человека.
Диапазон голоса человека (пределы изменений голоса по высоте) составляет две — две с половиной октавы. Голос содержит основную частоту и обертоны. Диапазон слуха человека находится в пределах от 16 до 20000 Гц; у певцов пределы голоса составляют от 60—70 Гц (бас) до 1200— 1 300 Гц (сопрано).
Диапазоны частот звуков голоса мальчиков и девочек в. детском возрасте почти не отличаются друг от друга, однако у мальчиков 12—15 лет начинается изменение (ломка) голоса — мутация. В этот период голос мальчиков понижается на одну-полторы октавы. Он непостоянный, «срывается», особенно при громком голосе, становится хриплым. Длительность периода мутации —
около года. Мутация связаша с быстрым ростом гортани в период полового созревания. У деюочск также происходит мутация, но голос понижается всего на 1—3 тона, период мутации короче и, как правило, голосовая функция заметно не меняется.
Существуют и другие характеристики звука голоса. Регистры голоса — ряд звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания. Выделяют три регистра: грудной, головной и смешанный (микст). При грудном регистре резонирует грудная клетка, голос богат обертонами. К этому регистру относят низкие тоны. Головной регистр имеет головной резонатор, который обнаруживается при вибрации черепа. Голос беден обертонами, типичен фальцетный голос. Головным регистром пользуются на верхних тонах диапазона. Смешанный регистр богаче обертонами, чем фальцет, к нему относятся средние тоны голосового диапазона. При пении используются все три регистра голоса, при разговорной речи — преимущественно микст (смешение регистров). У детей до полового созревания функционирует фальцет.
Способ приведения в действие голосовых связок называется атакой голоса. Различают три способа атаки («взятия», «голосоначала») звука:
1. твердая атака - складки плотно смыкаются до начала звука, затем под напором скопившегося в трахее воздуха смычка взрывается, складки приходят в колебания (например, восклицание раздосадованного человека: «Ах, какая неприятность!»);
2. мягкая атака — складки сближаются и в момент соприкосновения сразу начинают вибрировать. Звук появляется одновременно со смыканием складок (например, выражение удовольствия: «Ах, как вкусно пахнет!»);
3. придыхательная атака - складки не успевают сомкнуться и через голосовую щель проходит некоторое количество воздуха, от него получается слабый гортанный шум, предшествующий гласному (например, украинскою «гай», немецкое «haben»).
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания