10.1.2. Строение и функции рта
Рот служит одновременно органом речи и вкуса (язык и слизистые оболочки полости рта), а также органом дыхания (при заложенности носа или его травмах). Рот разделяют на преддверие рта (пространство, ограниченное губами, щеками, деснами и зубами) и полость рта.
Преддверие рта. Губы образованы круговой мышцей рта и другими мышцами. К верхней губе относятся мышцы, поднимающие верхнюю губу, малая и большая скуловые мышцы, мышца, поднимающая угол рта, мышца смеха. К нижней губе относятся две мышцы — опускающая угол рта и опускающая нижнюю губу (рис. 59).
К группе мышц, изменяющих форму ротового отверстия полости рта, относятся группы жевательных мышц: сама жевательная мышца, внутренняя и наружная крыловидные мышцы (выдвигают нижнюю челюсть вперед и вбок), височная мышца (поднимает вместе с жевательной опущенную нижнюю челюсть). Опускание челюсти совершается пассивно, при расслабленных мышцах, в силу ее тяжести. Мышцы иннервируются двигательными волокнами лицевого (губы, щеки) и тройничного нервов (жевательные).
Щеки — мышечные образования. Щечная мышца (мышца трубачей) снаружи покрыта кожей, изнутри — слизистой оболочкой.
Зубы являются частью жевательного аппарата, но имеют существенное значение и для речи, для ее разборчивости; 32 зуба (по 16 в верхней и нижней челюстных дугах) образуют прикус при сомкнутых челюстях. В норме верхняя зубная дуга несколько больше нижней, поэтому при смыкании верхние зубы немного прикрывают нижние, а все зубы верхнего ряда смыкаются с нижними — это нормальный прикус (рис. 60). Прикус играет очень важную роль в формировании правильного звучания речи.
В каждом зубе различают коронку и корень, сидящий в ячейке челюсти. По форме коронки зубы делятся на резцы, клыки, малые коренные и большие коренные. Резцы и клыки относятся к передним зубам, коренные — к задним. Передние зубы — однокоренные, задние — двух- или трехкоренные. Зубы появляются у
Рис. 60. Нормальный прикус
Ротовая полость. Крышей ротовой полости является твердое нёбо — это костная стенка, отделяющая ротовую полость от носовой. Слизистая оболочка, покрывающая твердое нёбо, плотно сращена с надкостницей. По форме твердое нёбо представляет собой выпуклый кверху свод, но у разных людей имеются различия в форме; свод может быть высоким и низким, плоским и широким и т.д. От формы нёба зависит звучание речи (рис. 61).
Мягкое нёбо — продолжение твердого. Задняя часть мягкого нёба, нёбная занавеска, свисает свободно вниз при расслаблении составляющих ее мышц и поднимается при их сокращении. В середине мягкого нёба находится язычок.
Язык — мышечный орган, заполняющий всю ротовую полость при сомкнутых зубах. Задняя часть — корень — фиксирован, остальные части языка — кончик (передний край, или лезвие), боковые края, спинка — подвижны. Спинку языка условно делят на переднюю, среднюю, заднюю, причем деление чисто функциональное, так как никаких границ между этими частями нет.
Большая часть мышц языка — продольные, они проходят от корня языка к кончику; в середине языка находится перегородка — место сращения волокон языка. Мышцы делятся на две группы:
первая — обеспечивает движение языка как единого целого, вторая — движение отдельных его частей, что позволяет в широких пределах изменять напряжение, форму и расположение языка. Это имеет огромное значение для реализации произносительной функции речи (а также жевания, глотания, лизания, сосания и т.д.).
К первой группе мышц относятся:
1.подбородочно-язычная — начинается на внутренней поверхности нижней челюсти, волокна ее веером идут вверх к спинке языка в области его корня; мышца позволяет выдвигать язык вперед (высовывать его изо рта);
2. подъязычно-язычная — начинается от подъязычной кости, также веером идет вверх и вперед к спинке языка; осаживает язык книзу;
3. шило-язычная — начинается в виде тонкого пучка от шиловидного отростка основания черепа, идет вперед в край языка и переходит на противоположную сторону; является антагонистом подбородочно-язычной мышцы, втягивает язык в полость рта.
Ко второй группе мышц относятся:
1. верхняя продольная — находится под спинкой языка, проходит вплоть до кончика; укорачивает язык и загибает его кончик кверху;
2. нижняя продольная — проходит в виде узкого пучка под нижней поверхностью языка, она сгорбливает язык и загибает его кончик книзу;
3. поперечная мышца — состоит из нескольких пучков, идущих от перегородки языка к внутренней поверхности бокового края; уменьшает поперечный размер языка (суживает и заостряет).
У корня языка находится язычная миндалина, а на нижней поверхности языка по средней линии расположена эластичная уздечка языка. Нарушение ее эластичности ограничивает движение языка. Движение мышц языка обеспечивается подъязычным нервом (XII пара), а чувствительные волокна языка идут в составе тройничного нерва (V пара).
В слизистой оболочке языка находятся вкусовые сосочки, в которых расположены вкусовые рецепторные клетки.
Вкусовые нервные волокна идут в составе языкоглоточного нерва (IX пара).
В полость рта открываются три пары слюнных желез — околоушных, подчелюстных и подъязычных.
- Раздел I органы чувств - анализаторы
- Глава 1
- Общие положения учения и.П.Павлова об анализаторах
- 1.2. Функциональная роль различных отделов сенсорных систем
- 1.3. Общие представления о рецепции
- 1.4. Показатели функций рецепторов
- 1.5. Принципы обработки сенсорной информации
- Глава 2 клинико-физиологические проявления нарушений сенсорных функций
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел II слуховая система
- Глава 3 строение слуховой системы
- 3.1. Краткий экскурс в эволюцию органа слуха
- 3.2.2. Барабанная перепонка
- 3.2.3. Среднее ухо
- 3.2.4. Внутреннее ухо
- 3.3. Центральный отдел слуховой системы
- 3.3.1. Подкорковые центры слуха
- 3.3.2. Центральное представительство органа слуха в коре больших полушарий
- 3.4. Особенности развития органа слуха у детей
- 3.4.1. Пренатальное развитие органа слуха
- 3.4.2. Постнатальное развитие органа слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 4 физиологические механизмы слуха
- 4.1. Краткие сведения из истории физиологии слуха
- 4.2. Основные понятия о звуке. 4.2.1. Физические параметры звука
- 4.2.2. Распространение звука в среде
- 4.2.3. Психофизические эквиваленты звука
- 4.3. Основные показатели слуха
- 4.4. Пространственный, или бинауральный, слух
- 4.5. Механизмы звукопроведения и звуковосприятия
- 4.5.1. Воздушное звукопроведение
- 4.5.2. Костное звукопроведение
- 4.5.3. Основные теории слуха
- 4.5.4. Электрические явления в улитке
- 4.5.5. Электрическая активность центров слуховой системы
- 4.6. Развитие слуховых функций у детей в онтогенезе
- Глава 5 методы исследования слуха
- 5.1. Субъективные методы исследования слуха 5.1.1. Исследование слуха речью (акуметрия)
- 5.1.2. Исследование слуха камертонами
- 5.1.3. Пороговая тональная аудиометрия
- 5.1.4. Речевая аудиометрия
- 5.1.5. Надпороговая тональная аудиометрия
- 5.1.6. Исследование слуха ультразвуком
- 5.2. Объективные методы исследования слуха
- 5.2.1. Безусловно-рефлекторные методы
- 5.2.2. Условно-рефлекторные методы
- 5.2.3. Инструментальные методы
- Тимпанометрия
- Акустическая рефлексометрия
- Метод отоакустической эмиссии
- Электрокохлеография
- Электроэнцефалоаудиометрия
- Компьютерная аудиометрия по вызванным потенциалам
- 5.3. Особенности исследования слуха у детей
- 5.3.1. Определение возрастных границ применения субъективных методов исследования слуха
- 5.3.2. Объективные методы исследования слуха в детском возрасте
- 5.3.3. Система педагогической диагностики слуха у детей раннего возраста
- 5.3.4. Объективная аудиометрия у детей до 3 лет
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 6 патология слуховой системы
- 6.1. Кондуктивные нарушения слуха
- 6.1.1. Заболевания наружного уха
- 6.1.2. Заболевания среднего уха
- 6.2. Смешанные нарушения слуха
- 6.3. Сенсоневральные нарушения слуха
- 6.3.1. Основные причины нарушения звуковосприятия
- 6.3.2. Заболевания внутреннего уха
- 6.3.3. Заболевания слухового нерва Ретрокохлеарная патология
- Невриты слухового нерва
- Слуховые нейропатии
- 6.3.4. Центральные нарушения слуха
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 7 стойкие нарушение слуха
- 7.1. Анализ структуры заболеваний
- 7.2. Наследственные нарушения
- 7.3. Врожденные нарушения
- 7.4. Приобретенные нарушения
- 7.5. Классификация стойких нарушений слуха
- 7.5.1. Классификация тугоухости
- 7.5.2. Классификация глухоты
- 7.5.3. Педагогическая классификация детей с нарушением слуха
- Профилактика нарушений слуха у детей
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 8 современное состояние помощи при стойких нарушениях слуха
- 8.1. Слуховые протезы
- 8.2. Слуховые аппараты
- 8.2.1. Слуховые аппараты индивидуального пользования
- 8.2.2. Звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования
- 8.3. Кохлеарная имплантация
- 8.3.1. Система кохлеарного импланта
- 8.3.2. Отбор детей и взрослых на кохлеарную имплантацию
- 8.3.3. Послеоперационная реабилитация
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 9 развитие слухового восприятия в педагогическом процессе
- 9.1. Развитие системы специального образования лиц с нарушением слуха
- 9.2. Система образования слабослышащих
- 9.3. Системы образования глухих
- 9.3.1. Обучение на основе словесной речи
- 9.3.2. Верботональная система
- 9.3.3. Билингвистическая система
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел III речевая система
- Глава 10
- Строение речевой системы
- 10.1. Периферический отдел
- 10.1.1. Строение и функции носа
- 10.1.2. Строение и функции рта
- 10.1.3. Строение и функции глотки
- 10.1.4. Строение и функции гортани
- 10.1.5. Строение и функции трахеи, бронхов и легких
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 11 физиологические механизмы речи
- 11.1. Физиология периферического аппарата речи
- 11.1.1. Речевое дыхание
- 11.1.2. Образование голоса — фонация
- 11.1.3. Акустические свойства голоса
- 11.1.4. Особенности голосообразовании у детей
- 11.1.5. Образование звуков речи — артикуляция
- 11.2. Центральные механизмы речи
- 11.2.1. Взаимодействие корковых центров при речевой деятельности
- 11.2.2. Контроль речевой системы
- 11.2.3. Непроизвольный контроль речи
- 11.2.4. Неречевые формы коммуникации
- 11.2.5. Билатеральная (полушарная) организация речи
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 12 развитие речи у детей
- 12.1. Происхождение речи
- 12.2. Анатомические изменения органов речи в онтогенезе
- 12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе
- 12.3.1. Подготовительный этап к речевому развитию (доречевой этап)
- 12.3.2. Этап самостоятельной речи
- 12.4. Физиологические механизмы формирования речи в онтогенезе
- 12.5. Нарушение доречевого развития
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 13 патология органов речи
- 13.1. Заболевания носа и носовой полости
- 13.1.1. Врожденные заболевания носа
- 1) Отсутствие носа;
- 4) Отсутствие одной из половин носа,
- 5) Удвоение ноздрей;
- 13.1.2. Приобретенные нарушения
- 13.1.3. Острый насморк (ринит)
- 13.1.4. Хронический насморк (ринит)
- 13.1.5. Заболевания придаточных пазух носа (синуиты)
- 13.1.6. Опухоли полости и придаточных пазух носа
- 13.2. Заболевания полости рта
- 13.3. Заболевания глотки
- 13.3.1. Врожденные и приобретенные нарушения глотки
- 13.3.2. Гипертрофия лимфоидного кольца глотки
- 13.3.3. Воспалительные заболевания глотки
- 13.3.4. Новообразования глотки
- 13.4. Заболевания гортани
- 13.4.1. Аномалии развития
- 13.4.2. Травмы гортани
- 13.4.3. Острые воспалительные заболевания
- 13.4.4. Хронические воспалительные заболевания
- 13.4.5. Нервные расстройства
- 13.4.6. Опухоли гортани
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 14 стойкие нарушения речи и их коррекция
- 14.1. Причины речевых расстройств
- 14.2. Клинико-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.2.1. Периферические нарушения речи
- 14.2.2. Нарушения речи центрального происхождения
- 14.3. Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
- 14.4. Системы помощи детям с нарушениями речи
- Контрольные вопросы и задания
- Раздел IV зрительная система
- Глава 15 строение зрительной системы
- 15.1. Краткие сведения об эволюции зрительной системы
- 15.2. Эмбриогенез зрительной системы у человека
- 15.3. Периферический отдел зрительной системы
- 15.3.1. Строение глазного яблока
- 15.3.2. Диоптрический аппарат
- 15.3.3. Защитный аппарат
- 15.3.4. Слезные органы
- 15.3.5. Глазодвигательный аппарат
- 15.3.6. Строение сетчатки
- 15.4. Центральный отдел зрительной системы
- 15.4.1. Подкорковые центры зрения
- 15.4.2. Представительство органа зрения в коре больших полушарий
- 15.5. Этапы развития зрительной системы у ребенка
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 16 физиологические механизмы зрения
- 16.1. Физические характеристики света
- 16.2. Психофизические эквиваленты света
- 16.3. Временные свойства и световая чувствительность зрения
- 16.4. Трансформация световой энергии в фоторецепторах и адаптация
- 16.5. Зрительный контраст
- 16.6. Механизмы цветового зрения
- 16.7. Механизмы бинокулярного зрения
- 16.8. Механизмы поддержания остроты зрения
- 16.9. Оптические механизмы зрения
- 16.10. Глазодвигательные механизмы зрения
- 16.11. Механизмы опознания зрительных образов
- 16.11.1. Нейрональные механизмы сетчатки
- 16.11.2. Центральные механизмы зрения
- 16.12. Формирование зрительных функций в онтогенезе
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 17 патология зрительной системы
- 17.1. Оптические нарушения зрения
- 17.1.1. Близорукость (миопия)
- 17.1.2. Дальнозоркость (гиперметропия)
- 17.1.3. Астигматизм
- 17.1.4. Катаракта
- 17.2. Патология глазодвигательного аппарата и бинокулярного зрения
- 17.2.1. Амблиопия
- 17.2.2. Косоглазие
- 17.2.3. Нистагм
- 17.3. Воспалительные и неинфекционные заболевания органа зрения
- 17.3.1. Заболевания защитного аппарата глаза
- 17.3.2. Заболевания роговицы глаза
- 17.4. Сенсорные нарушения зрения
- 17.4.1. Заболевания сетчатки
- 17.4.2. Нарушение цветового зрения и контрастности
- 17.4.3. Заболевания зрительного нерва
- 17.4.4. Нарушения зрения центрального происхождения
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 18 основные симптомы нарушения зрения и их причины
- 18.1. Нарушение остроты зрения
- 18.2. Нарушение световой чувствительности
- 18.3. Нарушение цветоощущения
- 18.4. Снижение контрастности восприятия
- 18.5. Нарушение восприятия величины предметов
- 18.6. Нарушение восприятия формы предметов
- 18.7. Нарушение поля зрения
- 18.8. Нарушение восприятия движения
- 18.9. Боль и другие ощущения в глазах
- Контрольные вопросы и задания
- Глава 19 психолого-педагогическая система помощи при нарушениях зрения
- 19.1. Классификация детей с нарушениями зрения
- 19.2. Обучение, воспитание и коррекция детей с нарушением зрения
- 19.2.1. Система ранней помощи
- 19.2.2. Система дошкольного обучения
- 19.2.3. Система школьного обучения
- 19.3. Профилактика зрительных нарушений и охрана зрения
- Контрольные вопросы и задания