logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

Профилактика нарушений слуха у детей

Стойкие нарушения слуха у детей являются результатом пере­несенных заболеваний или наследственных и врожденных дефек­тов слухового органа. Лечебные мероприятия в большинстве слу­чаев оказываются неэффективными. Психолого-медико-педагогическая коррекция и реабилитация, а также слухопротезирование дают определенный результат, но не компенсируют в полной мере слуховую недостаточность. Поэтому клиницисты и сурдопе­дагоги считают, что необходимы меры профилактики по преду­преждению и устранению факторов, приводящие к тугоухости и глухоте.

При выяснении этиологических факторов, приводящих к на­рушениям слуха, необходимо учитывать все возможные причины. По Данным регионов России, в 2001 г. у 50,2 % больных причиной снижения слуха были различные факторы, влияющие на плод в дородовом и послеродовом периодах. Среди указанных причин наибольший удельный вес занимают патология беременности (ток­сикозы I—II половины) и инфекционные болезни матери во вре­мя беременности (краснуха, грипп, вирусный гепатит, питомега- ловирус). Нужно отметить, что в последние годы в России начали проводить вакцинацию детей от краснухи и гепатита В. Обращает на себя внимание большой процент недоношенных детей, а также перенесших асфиксию при родах и родовую травму.

У детей с устойчивой врожденной инфекцией краснуха, цитомегаловирус) Часто нарушен клеточный иммунитет, что повыша­ет предрасположенность к стойкому экссудативному отиту. У де­тей с осложненным перинатальным периодом отмечается незре­лость иммунной системы, создающая их предрасположенность к инфекционным заболеваниям. Сочетание указанных факторов ведет к угнетению или нарушению мукоцилиарной функции в среднем ухе, в том числе евстахиевой трубе. Это главный патофизиологический фактор, повышающий предрасположенность к развитию экссудативного среднего отита у детей.

До настоящего времени частой причиной снижения слуха является применение медикаментозных препарате с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда

фуросемид, хинин и др.). Другой часто встречающейся цепочкой при­чинных связей, приводящих к снижению слуха, являются патоло­гические роды или недоношенность плода, развивающаяся пневмо­ния у ребенка и назначение ему антибиотиков с ототоксическим действием. Нередко глухота наблюдается у детей, перенесших эпи­демический менингит, леченный антибиотиками аминогликозидного ряда.

Таким образом, нарушения слуха поддаются профилактике, а устранение указанных причин привело бы к значительному сни­жению числа детей с тугоухостью и глухотой. По данным ВОЗ, в половине случаев тугоухость можно было бы предотвратить самы­ми простыми средствами. В методическом пособии под редакци­ей Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко (2002) основные причины и Способы предотвращения тугоухости сгруппированы очень четко таблицы, которые с успехом можно использовать в профилак­тической работе (табл. 12—14).

Первые годы жизни ребенка во многих аспектах являются кри­тическими для развития речи, познавательных и социально-эмо­циональных навыков что обусловливает первостепенную значи­мость раннего выявления нарушений слуха. Несвоевременное выявление нарушений слуха у детей первого года жизни ведет к развитию глухонемоты и как следствие к инвалидизации детей. В связи с этим в Российском научном центре аудиологии и слу­хопротезирования Минздравмедпрома России был разработан аудиологический скрининг новорожденных (приказ Минздравмед­прома России № 108 От 29.03.96 г. «О введении аудиологического скрининга Новорожденных и детей 1-го года жизни»). Согласно этому документу врач-неонатолог родильного дома, отделения патологии новорожденных и выхаживания, недоношенных на осно­вании наличия хотя бы одного из факторов риска по тугоухости и глухоте в обменной карте новорожденного отмечает «угрожаемый по тугоухости» и указывает фактор. Кроме того, врач-неонатолог при выписке из стационара проводит беседу с родителями, ори­ентируя их на обследование ребенка в течение первого года жизни; а больных и недоношенных детей после выписки из стацио­нара.

При подозрении на снижение слуха ребенка направляют на аудиологическое обследование в сурдологопедический центр (ка­бинет). В специализированных кабинетах проводят полное аудиологическое обследование таких детей. При выявлении снижения слуха ребенка берут на диспансерный учет и начинают адекватную медицинскую и сурдопедагогическую реабилитацию. Однако выявление тугоухости лишь по факторам риска у новорожденных обеспечивает выявление нарушений слуха только у 50% детей с

тугоухостью и глухотой. В связи с этим крайне желательно проведение не поведенческого скрининга у всех детей первого года жизни. Разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО схема ранней диагностики нарушений слуха у детей полностью соотвествует аналогичной схеме в рамках Программы профилак­тики глухоты и нарушений слуха, предлагаемой Всемирной организацией здравоохранения.

Как правило, в сурдологопедические кабинеты не берутся на учет дети с односторонними и слабыми потерями слуха. Однако эти дети составляют группу риска и требуют систематического наблюдения. Ранее считалось, что односторонняя тугоухость не является отклонением от нормы. Исследования последних лет показали, что односторонняя тугоухость оказывает серьезное влияние на способность ребенка к обучению, общению и поведению в классе. Поэтому дети со слабыми потерями слуха и односторон­ней тугоухостью (глухотой) должны состоять на учете в сурдологопедических кабинетах и получать необходимую им коррекционную помощь. Следовательно, совершенно необходимо внедрять раннее (с первых месяцев жизни) выявление и реабилитацию на­рушений слуха у детей при двусторонней и односторонней тугоухости, при сенсоневральной, смешанной и кондуктивной тугоухости, а также не только при тяжелой тугоухости и глухоте, но и при слабой и умеренной.