logo
Анатомия, физиология, и патология органов слуха

12.3. Основные этапы формирования речи в онтогенезе

Развитие речи ребенка подчинено определенным закономер­ностям. Существует специфический возрастной период ее разви­тия - первые три года. По истечении этой стадии процесс слухоречевого

развития и обучения замедляется и требует больших уси­лий. В целом, ребенок проходит три этапа становления речи: под­готовительный, или дофонемный, — от рождения до 1,5 — 2 лет, этап самостоятельной речи — от 1,5 — 2 до 7 лет и этап системати­ческого обучения и развития речи — школьный период.

Физические и психологические предпосылки для речевого раз­вития:

1. анатомо-физиологическое созревание мозга: вес мозга уве­личивается в 2,5 раза и созревает его внутренняя структура (рост нервных клеток, их дифференциация, миелинизация белого ве­щества и коры полушарий мозга);

2. анатомо-физиологические изменения дыхательного, голосо­вого и артикуляторного отделов речевого аппарата: укрепляются мышцы диафрагмы и гортани; рассасываются жировые комочки в толще щек; образуются резцы передней стенки ротовой полости и изменяется ее форма;

3. многообразные воздействия окружающей среды, различные формы общения с членами семьи и непрерывное расширение сферы деятельности ребенка ведут к интенсивному сенсорному и моторному развитию, развитию его памяти, внимания, элемен­тарного мышления, эмоционально-волевой сферы;

4. совершенствование высшей нервной деятельности, образо­вание все более сложной системы условно-рефлекторных связей, прогресс в осуществлении анализа и синтеза внешних и внутрен­них раздражителей;

5. интенсивное развитие функций слухового и речедвигательного анализаторов.